Автомотриса


Автомотри́са (фр. automotrice от др.-греч. αὐτός «сам» и лат. mōtrīx «двигательница») — в общем случае моторный самоходный железнодорожный вагон[1], используемый для перевозки пассажиров и/или персонала обслуживания железнодорожных путей. При наличии соответствующего оборудования могут использоваться для прочих нужд (перевозки грузов, проведения монтажных работ на контактной сети и тому подобного)[2][3]. Ранее также применялся термин «автовагон»[4][1].

Дизельная автомотриса с прицепными вагонами и (или) вагоном с кабиной дистанционного управления или две дизельные автомотрисы (в том числе с прицепными вагонами между ними) составляют дизель-поезд[5][6].

В разных странах определение термина «автомотриса» может быть разным; также значение термина время от времени изменялось.

Предшественниками автомотрис были паровозо-вагоны, то есть автономные вагоны с паровой машиной. Появились они во второй половине XIX века и использовались на второстепенных линиях с небольшим пассажиропотоком.[источник не указан 1576 дней]

Первые самоходные вагоны с двигателем внутреннего сгорания (бензомоторные автомотрисы) появились на рубеже XIX—XX веков. Автомотрисы для перевозки пассажиров изготовлялись путём переоборудования классических автобусов (при замене ходовой части с резиновыми шинами на колёса с ребордами). Одни из первых таких вагонов появились во Франции, откуда и было заимствовано слово «автомотриса». В некоторых странах для пассажирских автомотрис используется термин «рельсовый автобус»[источник не указан 96 дней].

В начале XX века предпринимался ряд экспериментальных разработок моторных самоходных железнодорожных вагонов на различных принципах движения. Так, в 1910−1930-х годах в некоторых странах, в том числе, в Германии и Советской России создавались, так называемые, «аэровагоны» — скоростные железнодорожные вагоны, приводимые в движение воздушным винтом авиационного типа[4].