Копленд, Аарон


Ааро́н Ко́пленд[3] (англ. Aaron Copland; 14 ноября 1900, Нью-Йорк — 2 декабря 1990, Норт-Тарритаун, Нью-Йорк) — американский композитор, пианист, дирижёр и педагог.

Родился в еврейской семье эмигрантов из Литвы (фамилия отца была Каплан). В пятнадцать лет решил стать композитором. В 19211924 занимался в Американской консерватории Фонтенбло, где встретился с Надей Буланже, ставшей его наставницей. Основополагающее влияние на молодого композитора оказала музыка Игоря Стравинского, открывшаяся для него на французской премьере «Октета для духовых[англ.]» в 1923 году[4].

По возвращении в США Копленд обнародовал свои первые сочинения. В 1927 его концерт для фортепиано с оркестром исполнили Сергей Кусевицкий и Бостонский симфонический оркестр. Концерт использовал элементы джаза, что вызвало публичный скандал.

В 19281931 композитор вёл так называемые Коплендовские концерты, на которых пропагандировал новейших американских композиторов, в 19321933 руководил Фестивалем современной музыки, на которых выступил как пианист, дирижёр и педагог. На президентских выборах 1936 года Копленд поддержал коммунистическую партию, не будучи коммунистом; его взяло на заметку ФБР.

Был членом музыкального комитета Национального совета американо-советской дружбы, учреждённого в годы Второй мировой войны. В 1946 году сенатор Маккарти допрашивал композитора связи с его деятельностью в совете.

В 1950-е он попал в «Чёрный список» Голливуда. В это же время Копленд открыл для себя Веберна и Булеза, заинтересовался серийной техникой, вместе с тем продолжал писать и в неоклассической манере.