Аарон бен Элиа


Аарон бен Илия (или Аарон бен Илия Младший, или Аарон бен Илия Позднейший, или Аарон бен Илия Никомедийский; ум. 1369) — караимский богослов.

Аарон бен Илия родился в первой половине XIV века. Для отличия от другого караимского богослова, Аарона бен-Иосифа Старшего, он был назван Аароном Младшим, или Позднейшим; жил в Никомедии, в Малой Азии (отсюда и его прозвище), но последние годы своей жизни провёл в Константинополе — центре караимской науки в то время[3][4][5].

О его частной жизни известно мало. В караимстве Аарон бен Илия занимает почти такое же место, какое занимал Маймонид в раввинском иудаизме. В действительности Αарон бен Илия, по-видимому, поставил себе задачей жизни соперничать со знаменитым каирским мудрецом Моисеем Маймонидом, в то же время защищая доктрины своей религии от нападок последнего. С этой целью он усердно изучал философскую литературу мусульман и евреев, знакомясь как с раввинской письменностью, так и с произведениями своих караимских предшественников[4][6].

Взяв за образец Маймонидов «Морэ Небухим» и подражая ему в плане и стиле, Аарон бен Илия написал своё философское сочинение «Эц Хаим» («Древо жизни»), которое было окончено им в 1346 году[4].

В 1354 году, будучи уже в Константинополе, он написал книгу «Ган Эден» («Сад эдемский») о библейских заповедях и наконец в 1362 году «Кетер Тора» («Венец закона»), обширный комментарий к Пятикнижию[4][7].

Аарон бен Илия не был так независим в суждениях как Маймонид, к которому питал большое уважение; он был лишь хорошим компилятором и скорее эклектиком, чем самостоятельным мыслителем. Однако он сумел вернуть караимам некоторую долю их литературной славы, которая стала меркнуть со времён Гаона Саадии, начавшего систематическую борьбу против них. Подобно Аарону Старшему, он содействовал возрождению караимского богословия; но эта заслуга не была по достоинству оценена Генрихом Грецем[4][8].