Пятикнижие


Пятикни́жие (греч. πεντάτευχος, букв. «пятикнижие», от πέντε, букв. «пять» и τεῦχος, букв. «список, книга») — христианское название пяти первых книг Ветхого Завета (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), которые содержат так называемый Моисеев закон. В иудейской традиции те же книги именуются Тора.

Согласно библейской критике, Пятикнижие было составлено из текстов, написанных разными авторами в разное время[1]. О «пяти книгах Торы» упоминается в трактате Мегила Иерусалимского Талмуда (IV век н. э.)[2]. Помимо чисто технических соображений (например, уменьшение размеров свитков для более удобного чтения), подобное деление обусловлено структурой самого текста:

Нумерация стихов и деление книг на главы имеет нееврейское происхождение. Их источник — средневековая рукописная традиция Вульгаты. Деление книг Пятикнижия на главы ввёл в XIII веке архиепископ Кентерберийский Стефан Лэнгтон. Древнейшая рукопись, содержащая деление Лэнгтона, — Парижская рукопись Вульгаты XIII века. Из Вульгаты такое деление перешло в рукописи и издания Танаха. Деление Септуагинты, которому следует русский Синодальный перевод, имеет ряд отличий от Вульгаты в делении текста на главы и нумерации стихов.

Согласно традиционному взгляду, Пятикнижие в узком смысле представляет собой единый документ Божественного откровения, с начала и до конца записанного самим Моисеем. Исключением являются последние 8 стихов Второзакония (где рассказывается о смерти Моисея), относительно которых существуют 2 мнения, первое — и эти стихи также были продиктованы Богом и записаны Моисеем, второе — они были дописаны Иисусом Навином[15].

В Чис. 12:6—8 указывается, что способ, каким Бог общался с Моисеем, отличен от того, каким все другие пророки получали откровение, других пророков в эти мгновения покидали реальные человеческие чувства, и только Моисею откровение было дано, когда он находился в полном сознании, «устами к устам… и явно, а не в гаданиях…»[16]; более того, «и говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим»[17].

По мнению исследователей (в основном такая точка зрения восходит к немецким библеистам девятнадцатого столетия), Второзаконие отождествляется с «книгой Торы», найденной в Иерусалимском храме в 622 году до н. э. в царствование Иосии, что описано в 4Цар. 22; 4 другие книги Пятикнижия были канонизированы во времена Ездры и Неемии. «Книга Торы (Моисеевой)», введённая Ездрой[18] в дополнение ко Второзаконию[19], по-видимому, включала также тексты, известные нам из книги Левит[20] и Книга Числа[21]. В то же время многие исследователи не разделяют эту точку зрения.