Второзаконие


Второзако́ние (ивр.דְּבָרִים‏‎, Dᵊb̄ārīm, Двари́м — «слова»); лат. Deuteronomium; др.-греч. Δευτερονόμιον Деутеронόмион — «повторённый Закон»[1]; тж. «Пятая книга Моисея») — пятая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии. В еврейских источниках эта книга также называется «Мишне Тора» («повторение Закона»), поскольку представляет собой повторное изложение всех предыдущих книг[2]. Книга носит характер длинной прощальной речи, обращённой Моисеем к израильтянам накануне их перехода через Иордан и завоевания Ханаана. В отличие от всех других книг Пятикнижия, Второзаконие, за исключением немногочисленных фрагментов и отдельных стихов, написана от первого лица.

Книга Второзакония была второй по популярности книгой Библии среди Кумранских рукописей, и она представлена 33 свитками.

Слово «Второзаконие» происходит от греческого перевода (в Септуагинте) библейского выражения ‏מִשְׁנֵה הַתּוֹרָה‏‎[3] ([мишне ха-тора] букв. «рукопись Торы, переписанная с другой рукописи; список Закона; повторение Торы») — др.-греч. Δευτερονόμιον («второй закон» или «повторённый Закон»). Тем самым содержание этой книги интерпретируется в качестве «второго Закона», провозглашаемого Моисеем в стране Моавской, и соотносится с «первым Законом», который был получен Моисеем от Бога на горе Синай. Название книги соответствует её содержанию, во Второзаконии действительно повторяются значительные по объёму фрагменты религиозного законодательства книги Исход.

Господствующим содержанием книги Второзакония является воспроизведение исторического и законодательного элемента книг: Исход, Левит, Числа (с включением, местами, некоторых новых законодательных положений). Книга даёт молодому поколению, родившемуся в пустыне, ретроспективный обзор пути, пройденного сынами Израиля в стремлении достигнуть Обетованной земли и законов, полученных ими через Моисея. Ту же назидательную цель имеют и обличительно-увещательные речи Моисея, помещённые в заключение Второзакония. В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделённого вдохновением свыше, молодому, неустойчивому еврейскому народу.[4]


Положение в источниках согласно современной Документальной гипотезе