Абзац


Абза́ц (нем. Absatz «раздел, часть текста») — отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений[1].

Абзац, обозначая своего рода «цезуру», является единицей членения текста, промежуточной между фразой и главой, и служит для группировки однородных единиц изложения, исчерпывая один из его моментов (тематический, сюжетный и т. д.). Выделение фразы в особый абзац усиливает падающий на неё смысловой акцент. Абзац способствует правильному и быстрому восприятию текста.

Абзац — малоисследованный компонент литературной формы, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора. Характерны, например, краткие абзацы в импрессионистической прозе — симптомы раздробленности, афористичности мысли; или например возвращение к длинному абзацу в несколько страниц у Марселя Пруста, связанное со стернианской, так называемой «спиралевидной цикличностью» его изложения. Особенно выразителен абзац у Андрея Белого, который выделяет в особые абзацы даже отдельные части фразы, подчёркивая этим тематическую значимость, ритмическое развитие выделяемых частей.

Для выделения абзаца его, помимо новой строки, печатают с красной строки, то есть делают абзацный отступ. Выражение «красная строка» происходит из Древнего Египта, в некоторых образцах письменности которого основной текст выводился чёрными чернилами, однако новый параграф начинался красными[2]. Как отмечал Дмитрий Кузьмин, красная строка как способ выделения абзаца вариативна: в частности, отступ может заменяться обратным отступом (втяжкой); при этом красная строка не является в чистом виде оформительским элементом, а относится к структуре текста, не допуская ни «слипания» соседних абзацев, ни их отрыва друг от друга, возникающего при характерной для сетевых публикаций замене красной строки на пустую строку (отбивку) между абзацами[3].

Контроль висячих строк — слежение за тем, чтобы при переносе абзаца на следующую страницу не получилось одинокой строки в начале или конце страницы.

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939, перешедший в общественное достояние, так как он был опубликован анонимно и имя автора не стало известным до 1 января 1992 года.