Абонентская плата


Абонентская плата — фиксированная плата, дающая право требовать получения некоторого набора услуг. Абонентская плата обычно взимается в единицу времени (месяц, год). Примером может служить тариф мобильной связи, предусматривающий ежемесячную уплату некоторой суммы денег и включающий в себя обязательство сотового оператора предоставить некоторое количество минут мобильной связи, некоторое количество текстовых сообщений, определённый объём мобильного трафика и т. п.

Абонентская плата может являться частью двухчастного тарифа, при котором потребитель (абонент) платит фиксированную сумму и отдельно оплачивает количество предоставляемых услуг. В этом случае абонентская плата может выступать как пата право доступа и/или включать в себя некоторый базовый пакет услуг.

Абонентская плата может быть дифференцированной. Например, доступ к электронной версии периодического издания может оплачиваться по более низкому тарифу, чем доступ одновременно к электронной и бумажной версии.

В России абонентская плата регулируется статьей 429.4 ГК РФ «Договор с исполнением по требованию (абонентский договор)». Согласно ей, договором с исполнением по требованию признается договор, предусматривающий внесение абонентом определённых, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от исполнителя предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объёме.

Наличие абонентской платы стимулирует максимальное использование предоставляемого объёма услуг, так как в этом случае единица объёма обходится дёшево. При этом обычно остаток неиспользованного объёма не сохраняется и не переносится на следующий период. Установление абонентской платы нередко обосновывается тем, что предоставление стартового пакета услуг требует больших предельных издержек, чем предоставление дополнительных услуг. Это может быть связано с эффектом масштаба. Например, строительство линии связи требует некоторых постоянных издержек в расчете на одну абонентскую линию. Тогда строительство становится безубыточным при условии, что абонент покупает некоторое минимальное количество услуг (Точка безубыточности). Увеличение объёма услуг ведет к снижению средних постоянных и средних общих издержек и может оплачиваться по переменному тарифу.

Как элемент двухчастного тарифа, абонентская плата служит способом ценовой дискриминации. Абонентская плата является его первым элементом и представляет собой плату за право доступа. Вторая часть оплаты зависит от фактически оказанного объёма услуг. Абонентская плата помогает изъять часть потребительского излишка в пользу поставщика[1].