Ценовая дискриминация


Ценова́я дискримина́ция (англ. price discrimination) — ценовая политика, при которой в один и тот же момент один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по различным ценам, а эта разница в цене не оправдывается разными издержками производства этого товара или услуги. Впервые понятие появилось в работе Жюля Дюпюи в 1844 году.

Согласно К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю, ценовая дискриминация — это реализация в один и тот же момент одного и того же товара или услуги разным покупателям по разным ценам, когда разница в ценах не оправдана разными издержками производства этого товара или услуги; ценовая политика, которая в США признана преступной, если ограничивает конкуренцию согласно закону Клейтона[1].

В БРЭ ценовая дискриминация — это практика установления разных цен на одну и ту же продукцию одного продавца для разных покупателей[2].

Впервые понятие появилось в работе Жюля Дюпюи «О мере полезности гражданских сооружений», опубликованной в 1844 году. Ценовая дискриминация исследовалась в работе Джона Ларднеру «Экономика железных дорог: трактат о новом виде транспорта, управлении им, перспективах и отношениях коммерческих, финансовых и социальных», опубликованной в 1850 году. Свой вклад в развитие исследования ценовой дискриминации внесли работа Артура Пигу «Экономическая теория благосостояния» и работа Джоан Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции»[3].

Виды ценовой дискриминации согласно классификации профессора Фрица Махлупа и типы поведения продавца[4]: