Абхидхамма-питака


По мнению учёных, Абхидхамма-питака относится к более позднему времени, чем остальные две книги Палийского канона[1].

Базисом для книг Абхидхамма-питаки послужили матики[2] (санскр. матрика) - списки доктринальных принципов, которые сейчас служат в качестве оглавления. Основное содержание книги составили исследования данных принципов, их определения и доказательства с добавлением отрывков из сутт[3]. В результате Абхидхамма-питака явилась очень тщательной и подробной систематизацией учений, изложенных в таких суттах. Основными средствами подачи материала в этой книге являются вопросы и ответы, перечни и краткие обзоры, суммирующие материал из соответствующих разделов[4]. К тому же Абхидхамма-питака изобилует повторами, исправлениями, классификациями.

Согласно тому же автору, данный порядок текстов ведёт своё происхождение от Сарипутты, который также определил нумерацию для Паттханы[6].