Шарипутра


Шарипутра (санскр. शारिपुत्र, пали sāriputta, кит. 舍利子 Shèlìzǐ), также Сарипутта — в буддийской традиции один из двух (второй — Маудгальяяна) главных учеников Будды Гаутамы. С юношеских лет Маудгальяяна и Шарипутра странствовали в духовных исканиях. Вскоре после встречи с Буддой они оба стали архатами. В Тхераваде Шарипутра почитается вторым после Будды по глубине и широте мудрости[1]. В санскритских текстах его называли Шарадватипутра[2].

Согласно буддийским источникам, Шарипутра родился в семье брахманов и ему было дано имя Упатисса по названию родной деревни, расположенной недалеко от столицы царства Магадха Раджагахи. Упатисса родился в один день с Колитой, мальчиком из соседней деревни, ставшим впоследствии вторым великим учеником Будды Маудгальяяной. Родители принадлежали к уважаемым семьям, которые дружили на протяжении семи поколений. Эта дружба передалась и мальчикам[1][3][4][5].

Отца Шарипутры звали Ваганта, а мать Рупасари. Упатисса был старшим сыном, у него было три младших брата — Чунда, Упасена, Ревата, и три сестры — Чала, Упачала, Сисупачала. Все они впоследствии стали монахами и монахинями, как и их дети[6]. Чунда, известный позднее под именем Саманудесса (новичок в Сангхе), позднее присутствовал при смерти Шарипутры и принёс весть о его кончине и реликвии Будде. Брат Упасена (Вагантапутта) считался лучшим в благородном поведении (пали samantapasadika). Умер от укуса змеи. Мать Шарипутры не хотела, чтобы её младший сын Ревата также стал монахом и в детстве обручила его. В день свадьбы Ревата увидел дряхлую бабушку своей невесты и сбежал с церемонии. Став монахом, он спустя много лет остановился в лесу акаций, где и стал архатом. Будда признал его лучшим среди практикующих в лесах[7].

Мать Упатиссы Рупасари в отличие от своих детей всю жизнь оставалась ревностной брахманкой, враждовала с Буддой и его учениками. Однажды, когда Шарипутра с монахами просил подаяние в собственной деревне, она накормила их, выбранив сына и назвав его нахлебником. Рахула, который был свидетелем этой сцены, рассказал о ней Будде и он похвалил ученика за сдержанность, поскольку тот не отреагировал на брань[8]:

Я называю брахманом того, кто, свободен от гнева,
соблюдает свои обязанности,
добродетелен и лишен похоти,
кто сдержан и для кого это тело – последнееДхаммапада 400