Архат (буддизм)


Арха́т (от санскр. अर्हत् — достойный; или пали арахант) — в буддизме человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из «колеса перерождений»; верующий, вступивший в четвёртое отделение пути ко спасению и ещё при жизни достигший неполной («дживанмукти» веданты — «искупление при жизни») Нирваны, то есть совершенного, высшего состояния человеческой души, характеризуемого абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических движений[1]; буддийский святой[2]. Тогда как абсолютная Нирвана («паринирвана») может быть достигнута только после смерти[1].

В самой ранней ветви буддизма — тхераваде, архат — это человек, полностью избавившийся от омрачений. Архат, согласно этому направлению буддизма, есть наивысшая степень просветлениябодхи»)[3]. Согласно «Пасадика сутте» ДН 29, архат не способен совершить следующие 9 деяний: намеренно отнять жизнь у живого существа, взять что-либо с намерением украсть, вступить в половое сношение, намеренно солгать, накапливать вещи для собственного удовольствия, как это делают домохозяева, а также совершать действия, основанные на страсти, злобе, заблуждении и страхе[4].

Достичь нирваны и стать архатом, согласно хинаяне и тхераваде, могут преимущественно буддийские монахи, практикующие буддизм самостоятельно, при этом также необходимо большое количество перерождений[3][5]. Миряне согласно «Трипитаке» (Сутта-нипата, 392—403 (Сутта «Дхаммика»), «Каттхаваттху» 4:1) также могут стать архатами, хотя обычно их убеждают улучшать свою карму[6] путём совершения хороших действий с тем, чтобы в одной из следующих жизней стать монахом[7]. Российский буддолог А. В. Парибок в послесловии[8] к «Милиндапаньхе» (с. 423) пишет, что из Канона (Каттхаватху 4:1) известно, что архатами становились не только члены Сангхи (буддийской общины, монахи), но и миряне, а также подвижники-небуддисты, услышавшие хоть краткую буддийскую проповедь. Парибок ссылается на Каттхаватху 4:1 где описаны такие случаи. «Милиндапаньха», классический текст Тхеравады, в книге 3, гл. 7 также упоминает о таких случаях[8]. В представлении многих пишущих о буддизме наивысшим достижением мирянина без становления монахом может быть лишь «попадание на небеса»[9].

В махаяне же существует такое понятие, как Всеведение Будды — таким образом любой буддист может достичь просветления. Особенно показательна в этом отношении «Вималакирти-нирдеша-сутра» («Сутра поучений Вималакирти», важнейший махаянский текст, по мнению учёных, созданный ориентировочно в 100 году новой эры).

Архат, согласно махаяне, зациклен на собственном просветлении и не может постичь Всеведения — самой последней стадии пробуждения и умиротворения.