Хинаяна


Хинаяна (санскр. हीनयान, hīnayāna; кит. 小乘, Сяо Чэн; яп. 小乗, Сёдзё) — термин, буквально означающий «малая колесница» (в смысле «малый или низший, ущербный путь»[1], «узкий путь»[2]). Одно из двух основных существующих направлений буддизма, "сугубо монашеское направление буддизма"[3].

Данным термином буддологи из Европы стали называть, начиная с конца XIX века, южные буддийские школы[4].

Данный термин был создан махаянистами для обозначения всех немахаянских направлений буддизма[5], поэтому он отсутствует в палийском каноне[4]. Буддолог Е. А. Торчинов увязывает «оформление хинаяны» с составлением палийского канона (80 год до н. э.)[5]. В. Г. Лысенко применяет термин «хинаяна» для буддизма в период, начавшийся после раскола буддийского учения на последователей тхеравады и махасангхики (IV—III вв. до н. э.)[6].

Хинаяна рассматривается в ряде случаев как термин, обозначающий весь ранний буддизм до укрепления махаянских школ. Но такое использование термина достаточно спорно, так как хронологически не все школы хинаяны возникли раньше школ махаяны. Другая причина состоит в том, что философская доктрина таких школ сопоставима по уровню проработанности со школами махаяны, что не даёт права называть такие школы ранними в значении «не созревшими»[7].

Обозначение термином хинаяна современной тхеравады оскорбляет последователей данной школы, по этой причине некоторая часть[2] современных буддологов отказалась от использования слова хинаяна в своих трудах. Тем не менее, отмечая вышеописанный факт, Е. А. Торчинов ставит знак равенства между хинаяной и тхеравадой, к которой он относит южный буддизм Шри-Ланки, Таиланда, Мьянмы, Лаоса и Камбоджи[5].

Одной из главных причин оскорбительности данного термина для тхеравады стало то, что в ряде поздних махаянских текстов хинаяна представляется авторами текстов в крайне негативном смысле, включающим в себя как примитивность, так и резкие отрицательные характеристики. Поэтому в 1950-х годах во время предварительного этапа шестого буддийского собора было заключено соглашение между представителями различных буддийских школ и тхеравадой о том, что данный термин не будет применяться для тхеравады[4].