Абхинавагупта


Абхинавагу́пта (около 950, Кашмир — около 1020, Кашмир) — индийский философ, мистик и автор работ по эстетике. Занимался музыкой, писал стихи, пьесы, толкования на древние тексты, был богословом и логиком[1][2] Оказал сильное влияние на индийскую культуру.[3][4].

Родился в Кашмире[5] в семье ученых и мистиков, изучал философию и искусство в течение пятнадцати лет.[6] После себя он оставил более 35 законченных работ, самой известной из которых является «Тантралока» (энциклопедический трактат о всех философских и практических аспектах учения, известного сегодня как Кашмирский шиваизм, Трика и Каула). Внёс важный вклад в философию эстетики (разъяснения комментариев Абхинавабхараты к «Натьяшастре» Бхараты муни).[7]

Имя «Абхинавагупта» не было его исконным именем, скорее всего это титул, который несёт значение «компетентности и авторитетности».[8][9] Анализируя значение этого имени Яйаратха[10] (один из самых значительных комментаторов Абхинавагупты) также показывает ещё три значения: «быть бдительным», «присутствовать всюду» и «защищенный похвалами».[11] Раньеро Гноли, единственный санскритолог, который закончил перевод Тантралоку на европейский язык, упоминает что «Абхинавагупта» также означает «новый»,[12] что может указывать на новизну его мистического опыта. От Яйаратха мы узнаем, что Абхинавагупта обладал всеми шестью качествами, требуемыми для достижения высочайшего мистического опыта в шактопайе, как описано в священных текстах «Шрипурвашастры»:[13]

Работы Абхинавагупты хорошо уравновешены между ветвями триады (Трика): ичха (воля), гьяна (знание) и крийя (действие), что проявилось в его религиозных гимнах, философских работах,[8] в описание методов, относящихся к йоге.[8] Он восстановил, рационализировал и организовал философское знание в более последовательную форму,[15] исходя из всех доступных источников своего времени.

Различные современные ученые характеризовали Абхиванагупту как: «блестящий учёный и святой»,[16] «основоположник развития кашмирского шиваизма»[16] и «блестящий реализатор йогических практик».[8]

Термины, которыми сам Абхинавагупта определяет условия своего рождения: «зачатый йогиней от йога йогическим способом».[8][17] В Кашмирском шиваизме полагают, что он являлся аватарой Бхайравы,[18] и обладал исключительным духовным и интеллектуальным уровнем. Такой ребёнок должен быть «хранилищем знания» того, чью форму «ребёнок имеет в матке» — «форму Шивы»,[11] что служило одним из признаков его божественности.