Авиакор


«Авиако́р» — авиационный завод, расположенный в Самаре. Входит в машиностроительный холдинг «Русские машины», контролируемый финансово-промышленной группой «Базовый элемент» Олега Дерипаски.
В состав предприятия входит две компании: Публичное акционерное общество (ПАО) «Авиакор — авиационный завод»[2] и Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Авиакор — Самарский авиационный завод»[3][4].

До Великой Отечественной войны авиационный завод № 18 был основан в городе Воронеже 10 января 1930 года. С 1931 по 1940 годы Воронежским авиазаводом № 18 было освоено серийное производство самолётов ТБ-3, АНТ-25, Ил-4, ЕР-2, с 1939 года — штурмовики Ил-2, к началу войны выпустил около 1510 самолётов этого типа.[5] 23 августа 1941 года за образцовое выполнение Правительства по выпуску боевых самолётов завод № 18 им. Ворошилова награждён орденом Ленина.[6]

В связи с наступлением немецких и венгерских войск на город Воронеж 10 октября 1941 года был издан приказ НКАП № 1056сс об эвакуации завода № 18 на площади строящегося авиационного завода № 295 (для эвакуироваемого из Москвы «Авиационного завода № 1 имени Сталина») в 3 км от станции Безымянка в окрестностях города Куйбышева (строительство велось Управлением особого строительства НКВД СССР, силами заключённых Безымянлага).[7]В течение октября — ноября 1941 года завод был перемещён на новое место. Объединённый завод (№ 295 и № 18) получил № 18, а возвратившийся обратно в 1943 году из Куйбышева в Воронеж авиазавод № 18 был переименован в авиазавод № 64.

В годы войны на заводе (как и на многих предприятиях СССР) широко использовался труд женщин, подростков, пенсионеров и инвалидов. Однако, поначалу завод отставал от необходимых темпов выпуска самолётов, и в адрес директоров куйбышевских авиационных заводов № 1 и № 18 пришла телеграмма И. В. Сталина[8]: