Авиационная безопасность


Авиацио́нная безопа́сность — комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства[1]. С точки зрения российского законодательства, авиационная безопасность определяется как состояние защищённости авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации[2].

Ежедневно сотни тысяч людей пользуются услугами гражданской авиации, что является потенциальной целью для терроризма и других форм преступности из-за наличия большого количества людей в одном месте. По данным международных источников, только в 2013 году в мире гражданской авиацией было перевезено свыше 755 миллионов зарегистрированных пассажиров[3].

После террористических актов 11 сентября 2001 года в США, когда угнанные воздушные суда террористы использовали как смертельное оружие, во многих странах мира изменилось отношения к авиационной безопасности.

Во многих странах изменилось законодательство с целью усиления авиационной безопасности. В США принимается Закон об авиационной и транспортной безопасности[англ.] и создается «Администрация транспортной безопасности» (англ. Transportation Security Administration (TSA)). В Канаде создается «Канадская служба безопасности воздушного транспорта» (англ. Canadian Air Transport Security Authority (CATSA))[4].

В Европейском союзе в 2002 году Постановлением № 2320/2002 введено требование о проведении проверок безопасности на всех пассажирских рейсах, в том числе внутренних. А Регламент (ЕС) № 300/2008 Европейского парламента и Совета устанавливает общие в Европейском союзе правила защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства[5].

В Германии, учитывая положения Постановления ЕС № 2320/2002 11 января 2005 года, был принят Федеральный закон «Закон авиационной безопасности»[нем.].