Авиация


Авиа́ция (через фр. aviation, от лат. avis — «птица»[1]) — теория и практика передвижения по воздуху на летательных аппаратах[2], область человеческой деятельности, охватывающая создание и использование воздушных судов (ВС), необходимые для этого наземную инфраструктуру и специалистов (систему аэродромов и аэропортов, средств обеспечения полётов), а также специализированные области знаний (аэродинамики, механики полёта, аэронавигации)[3][4].

М. В. Ломоносов был первым в России, кто исследовал законы движения воздуха и разрабатывал летательный аппарат. 1 января 1745 г. он изложил свои идеи о свободной циркуляции воздуха и предложил хеликоптер, приводимый в движение часовой пружиной.

Одним из пионеров самолётостроения считается российский изобретатель контр-адмирал А. Ф. Можайский[8]. 4 июня 1880 года А. Ф. Можайский обратился в департамент торговли и мануфактур с просьбой о выдаче ему патента на изобретённый им «воздухоплавательный снаряд» и получил его 3 ноября 1881 года. Созданный им воздухолетательный снаряд (самолёт Можайского) был построен в натуральную величину в 1882 году. Не сохранилось документов, подробно зафиксировавших испытания самолёта Можайского. В ряде публикаций, появившихся уже после смерти Можайского — в конце XIX — начале XX века, сообщалось, что аппарат потерпел аварию при попытке взлёта (точная дата — неизвестна, различные историки авиации называют даты от 1882-го до 1885-го года). В некоторых из сообщений также указывалось, что аппарат кратковременно отделился от земли[9][10].

Есть мнение, что зарождение авиации в России пришлось на начало XX века, когда в период 1909—1914 гг. в стране появились первые самолёты Я. М. Гаккеля, Д. П. Григоровича, И. И. Сикорского и др.[11]

Первой и основной опорой самолётостроения в России стали вагоностроительные заводы, а Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) явился первым пристанищем Российской авиации. Так же с 1912 года в России по лицензии начат выпуск самолётов «Фарман» и самолётов «Ньюпор» на заводах Щетинина в Петербурге и на московском заводе «Дукс».[5]

В 1913 году И. И. Сикорский сконструировал и успешно испытал первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь», давший начало развитию тяжёлой авиации. Авиационные эксперты предрекали этому проекту полный провал. Тем не менее, первый полёт 26 мая[источник не указан 455 дней] 1913 года прошёл успешно. Несмотря на успех, за рубежом новость о полёте приняли за мистификацию. 2 августа 1913 года был установлен мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 мин[12].


Первый полёт Флайера-1
Планеры Лилиенталя