Nieuport


«Ньюпо́р»[1] (фр. Nieuport), позднее «Ньюпо́р-Дела́ж»[1] (фр. Nieuport-Delage) — французская авиастроительная компания, существовавшая в период с 1902 по 1932 год. До Первой мировой войны производила гоночные самолёты, во время и после войны — истребители. На истребителях фирмы летало множество лётчиков Антанты, в их числе французский ас Жорж Гинемер.

Первоначально основана под названием «Ньюпор-Дюплекс» (фр. Nieuport-Duplex) в 1902 году для производства деталей двигателей (завоевала в этом качестве хорошую репутацию). В 1909 году фирма была преобразована в «Сосьетэ Женераль д’Аэро-локомосьон» (фр. Société Générale d’Aéro-locomotion)[2] и вышла со своей продукцией (включая детали систем зажигания) на рынок авиастроения. В это время был построен первый самолёт фирмы — небольшой одноместный моноплан, вскоре уничтоженный наводнением. Второй построенный самолёт взлетел в конце 1909 года, имея все принципиальные особенности современных самолётов, включая горизонтальное оперение, создающее отрицательную подъёмную силу (то есть подъёмная сила стабилизатора была направлена вниз, а не вверх, как, например, на самолётах фирмы Блерио Аэронотик (фр. Blériot Aéronautique)) — такая схема более безопасна, и полностью закрытый фюзеляж, защищавший лётчика от подвижных элементов конструкции.

В 1911 году компания была переориентирована непосредственно на выпуск самолётов (хотя и продолжала выпускать всю номенклатуру отдельных деталей, включая воздушные винты) и получила название «Ньюпор э Деплант» (фр. Nieuport et Deplante).

В 1911 году Эдуар Ньюпор (фр. Edouard Nieuport) (один из нескольких братьев) погиб, выпав из самолёта, и компанию возглавил Анри Дойч де ла Мёрт (фр. Henri Deutsch de la Meurthe), известный энтузиаст развития авиации. При его финансировании название изменено на «Сосьетэ Аноним дез Этаблиссман Ньюпор» (фр. Société Anonyme des Établissements Nieuport), а разработка текущих проектов была продолжена, хотя Шарль Ньюпор (фр. Charles Nieuport) (второй по старшинству из братьев) погиб в другом лётном происшествии (он сорвался в штопор) в 1912 году, и место главного конструктора занял швейцарский инженер Франц Шнейдер (фр. Franz Schneider), более известный своими работами у его следующего нанимателя, германской фирмы L.V.G.[3], и затяжной борьбой с Антоном Фоккером (нем. Anton Herman Gerard 'Anthony' Fokker) за патенты на синхронизатор для пулемёта. Шнейдер покинул фирму Nieuport в конце 1913 года.