Сваливание


Сва́ливание в авиации — критический режим полёта самолёта, возникающий в результате нарушения нормальных условий обтекания крыла воздушным потоком при превышении допустимого угла атаки (срыва потока с крыла), что ведёт к развитию самопроизвольного апериодического или колебательного движения самолёта[1].

При попадании на режим сваливания самолёт теряет свою устойчивость и управляемость, он самопроизвольно меняет углы тангажа и крена (опускает/задирает нос, вращается по продольной оси). Сваливание с большой вероятностью может перейти в штопор.

К сваливанию приводят падение скорости самолёта, неточная работа рулями, изменения атмосферного давления, скорости и направления потока воздуха.

Эффект сваливания иногда искусственно создаётся пилотом при выполнении фигур высшего пилотажа на спортивных и боевых самолётах.

Сваливание нередко является причиной аварий и катастроф самолётов, поэтому принимаются предупредительные меры (обучение лётчиков борьбе со сваливанием, сигнализация АУАСП, мониторинг режима полёта бортовым компьютером)[2].

Глубоким сваливанием называют один из режимов полёта после сваливания. Этот режим характеризуется малыми угловыми скоростями вращения самолёта и углами атаки, значительно превышающими предельный по сваливанию угол атаки для данного типа самолёта[1]. Такая динамика характерна для самолётов с Т-образным расположением стабилизаторов (например, Ту-154). Руль высоты при этом, из-за затенения при большом угле атаки набегающего потока крылом, становится практически неэффективным. Глубокое сваливание является устойчивым режимом, вывод из него сильно затруднён и существует угроза перехода самолёта в плоский штопор[3].