Автомобильная промышленность Белоруссии


Автомобильная промышленность в Белоруссии зародилась в 1944 году с основанием автосборочного завода в Минске, собиравший из поступавших по ленд-лизу машинокомплектов грузовые автомобили Ford, GMC, Chevrolet и другие. Вскоре на его базе был основан Минский автомобильный завод (МАЗ). Благодаря оборудованию, полученному по репарациям из Германии[1][2] и по линии UNRRA, был построен завод с полным циклом производства, на который было передано производство автомобилей с Ярославского автомобильного завода. Вскоре завод начал самостоятельно разрабатывать грузовые автомобили, в том числе специализированные.

БССР в составе СССР специализировалась на выпуске грузовых автомобилей, в том числе большой грузоподъёмности. Производство большегрузных самосвалов было передано на Белорусский автомобильный завод в Жодино, а выпуск тяжёлой техники двойного назначения — на Минский завод колёсных тягачей. В 1990 году на предприятиях БССР было выпущено 42 тысячи грузовых автомобилей.

С обретением независимости (1991) появилось и производство легковых автомобилей. В 2016 году в Белоруссии было собрано 10 360 легковых автомобилей[3].

До войны в БССР не существовало собственной автомобильной промышленности. В Советской Белоруссии существовало с 1930-х годов лишь несколько авторемонтных заводов и мастерских, например в Могилёве, Гомеле, Минске. В первые послевоенное годы Советским правительством было принято решение создать в БССР автомобильный и тракторный заводы. Таковыми стали Минский автозавод (МАЗ), производство грузовиков для которого было перенесено из Ярославля (ЯАЗ) и Минский тракторный завод (МТЗ), который изначально выпускал гусеничные трактора, а после колёсные универсальные.

В конце 1950-х годов, согласно плану спецификации[прояснить] автозаводов СССР, Минавтопромом было принято решение о переносе производства ряда моделей автомобилей МАЗ на другие автозаводы, в частности в Жодино (БелАЗ, карьерная техника) и Могилёв (МоАЗ, одноосные тягачи и аэродромные тягачи). Также, производство армейских тяжелых тягачей МАЗ-537 было перенесено в РСФСР, на завод колесных тягачей в Кургане. К 1960-м годам автомобильная промышленность БССР выпускала дорожные грузовики, одноосные тягачи, карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 40 тонн, а также многоосные шасси автомобильного типа для армии.