Автосцепка Джаннея


Автосце́пка Джанне́я (Janney coupler, Buckeye Coupler) — автоматическое сцепное устройство, применяемое на железнодорожном транспорте. Изобретена в США в 1873 году.

Разработана Эли Джаннеем (англ. Eli H. Janney), запатентована в США в 1873 году (U.S. Patent 138 405)[1].

В 1893 году Конгресс принял закон Railroad Safety Appliance Act[en], согласно которому всем железнодорожным компаниям в США с 1898 года запрещалось использовать составы без автосцепки Джаннея для сообщения между штатами[2].

В 1887 году компания Master Car Builders Association существенно модернизировала сцепное устройство, изменив контур зацепления. Далее автосцепка модернизировалась в 1904, 1916 (принят тип «D»), 1918, 1930 (принят тип «E»), 1946 (принят тип «F») и 1954 (принят тип «H») годах, при всех изменениях совместимость сохранялась.

В настоящее время в США применяется автосцепка Дженнея стандарта AAR (англ. Association of American Railroads) типов «E», «F» и «H»[3].

Автосцепка Джаннея широко применяется в Латинской Америке. Была введена в Японии с середины 1920 годов. В Индии применяется местная разработка на основе автосцепки Джаннея, совместимая с винтовой упряжью. В Китае широко применяется свой вариант (китайские инженеры модернизировали автосцепку Джаннея, сделав возможным отсутствие человека при сцеплении вагонов). Китайский вариант похож на автосцепку СА-3, но немного отличается от неё. Вслед за Японией и Китаем, автосцепка Джаннея используется также во Вьетнаме и Корее.