Auto-Tune


Auto-Tune (или autotune; рус. автотюн[1]) — аудиопроцессор, представленный и зарегистрированный в 1997 году компанией Antares Audio Technologies[2], использующий запатентованную технологию для измерения и изменения высоты звука при записи и исполнении вокальной и инструментальной музыки[3]. Не следует путать с вокодером или ток-боксом[4].

Изначальным предназначением автотюна являлась корректировка «фальшивостей»  (англ.) в гармонической тональности, позволяя идеально подгонять  (англ.) вокальные треки, настраивая ноты под нужную высоту. Международный успех песни «Believe» (1998) певицы Шер стал толчком к популяризации использования автотюна для искажения вокала, благодаря чему технология приобрела негласное название «Эффект Шер» (англ. «Cher effect»). В 2018 году музыкальный критик Саймон Рейнольдс констатировал, что автотюн «произвёл революцию в популярной музыке», назвав его использование «причудой, которая никуда не исчезнет в обозримом будущем. Сейчас его применение укоренилось сильнее, чем когда-либо»[5].

Auto-Tune доступен как плагин для цифровых аудиостанций, используемых в студиях звукозаписи, и как автономное устройство, монтируемое в телекоммуникационную стойку для обработки живых выступлений[6]. Процессор немного сдвигает высоту звука до ближайшего истинного, правильного полутона (до точной высоты звука ближайшей ноты в традиционной равной темперации). Автотюн также может использоваться как эффект для искажения человеческого голоса при значительном повышении или понижении высоты звука[7], при этом слышно, как голос перескакивает от ноты к ноте ступенчато, как на синтезаторе[8].

Со временем автотюн стал неотъемлемой частью профессиональных студий звукозаписи[9]. Такие инструменты, как гитара Peavey AT-200, легко используют технологию Auto-Tune для коррекции высоты звука в реальном времени[10].

«Автотюн делает очень простую вещь: он отслеживает высоту каждой ноты и, если она не чистая, подтягивает её до ближайшей «хорошей» ноты. Такой магнит для нот, работающий в реальном времени. Теперь название «автотюн» прижилось, как «ксерокс», — поэтому его используют не только для обозначения плагина Antares»[1].

Auto-Tune был изобретён в сентябре 1997 года доктором философии Энди Хильдебрандом[11] — инженером-исследователем специализирующимся на теории стохастического оценивания и цифровой обработке сигналов. В течение нескольких месяцев, в начале 1996 года, он реализовал алгоритм на модернизированном компьютере Macintosh и представил результат на выставке NAMM Show, позднее в том же году, где «он сразу же стал хитом»[12].