Агиография новгородская


Агиография новгородская (также севернорусская агиография) — группа агиографических источников, написанных в Великом Новгороде и его окрестностях, посвящённых местным святым.

Истоки новгородской агиографии можно проследить уже со времени начала христианизации Новгородской земли. Сразу после захоронения князя Владимира Ярославича в Софийском соборе, ему, как основателю храма, должна была совершаться панихида. Но во время становления Новгородской церкви поминание святых шло, в основном, по богослужебным книгам, переведённым с греческого языка, а кроме князей Бориса и Глеба и Феодосия Печерского, служб русским святым не было. Только с конца XII века, когда Новгородская церковь обрела самостоятельные права, достигла экономической мощи и заняла главенствующую позицию в обществе, возникла необходимость в создании местного пантеона и соответствующей житийной литературы.

Расцвет новгородской агиографии приходится на XV век. Её мощному развитию в данный период поспособствовала культурная политика архиепископов Евфимия II и Ионы, направленная на демонстрацию первоначальности новгородской духовной традиции. Для создания четьих и служебных сочинений местным святым и чтимым иконам был приглашён ритор Пахомий Серб. Его авторству принадлежит большое количество агиографических творений, включая жития новгородских владык Моисея, Иоанна, Евфимия II и Ионы.

Завершением новгородской агиографии можно считать переработку на греческом языке в 1706—1707 годах братьями Лихудами Жития Варлаама Хутынского, с которой впоследствии был сделан русский перевод.

Первоначальные материалы, необходимые для реконструкции новгородской агиографической литературы, дают летописи, в которых излагается краткая информация о людях, ставших впоследствии святыми. Своего рода введением в местную житийную традицию представляет собой Хождение апостола Андрея Первозванного. Новгородские жития отмечаются особой приверженностью к фольклорным источникам. Так, легендарные мотивы встречаются в житиях архиепископа Иоанна, Антония Римлянина, Иоанна Клопского и других.

Сочинение повествует о победе новгородцев в битве с осадившими город суздальцами. Оно прославляет архиепископа Иоанна и демонстрирует связь Новгорода, находящегося под покровительством Богородицы, с небом. Князь Андрей Боголюбский, наоборот, посрамляется как «лютый фараон». В сказании просматривается связь с событиями того периода и даётся обоснование незыблемости политической независимости Новгорода.