Адлер, Гвидо


Гвидо А́длер (нем. Guido Adler; 1 ноября 1855, Айбеншюц (ныне Иванчице) — 15 февраля 1941, Вена) — австрийский музыковед, музыкальный критик и педагог. Ввёл термин «музыкознание» (Musikwissenschaft) и впервые в Новое время обосновал это понятие[6].

Гвидо Адлер родился в еврейской семье в местечке Айбеншюц (ныне Ivančice), был одним из шести детей. Отец Адлера был врачом (скоропостижно скончался в 1857 году).[7] Мать, вместе с детьми, была вынуждена покинуть родные места. Семья смогла существовать только благодаря помощи одной из благотворительных организаций, которая также способствовала поступлению Гвидо в Венский университет. В университете Адлер защитил диссертацию по юриспруденции (1878) и дважды по музыкознанию: в 1880 году по истории церковной музыки и в 1881 году по истории гармонии. Учился и в Венской консерватории, в том числе у Брукнера[8].

Гвидо Адлер преподавал музыковедческие дисциплины с 1885 года в пражском Немецком университете. В том же году, совместно с Филиппом Шпиттой и Фридрихом Кризандером, основал издание Vierteljahrsschrift für Musikwissenschaft[9].

С 1889 года работал профессором теории и истории музыки в Венском университете, в числе его известных учеников А. Найденов. В 1898 году он основал Институт музыковедения при Венском университете, который сам и возглавлял вплоть до 1927 года. Адлер стал и одним из учредителей Международного общества музыковедения основанного в 1927 году[8]. В 1930-е годы подвергся антисемитским нападкам, был исключён из Gesellschaft der Musikfreunde, лишён почётного членства в Staatstheater- und Bühnenakademie. Его ценная библиотека по инициативе его ученика Эриха Шенка была конфискована и передана государству без компенсации родственникам [10].

Его дочь, Мелани Каролина Адлер (Melanie Karoline Adler), была в 1942 году депортирована в Минск и убита 26 мая в концентрационном лагере Малый Тростенец.

Гвидо Адлер — автор трудов по истории австрийской и мировой музыки, одним из первых начал выделять историческое и систематическое музыкознание. Был первым биографом Малера[8]. В числе основных трудов[8]: