Брукнер, Антон


Анто́н Бру́кнер (нем. Anton Bruckner; 4 сентября 1824, Ансфельден, Верхняя Австрия — 11 октября 1896, Вена) — австрийский композитор, органист и музыкальный педагог, известный в первую очередь своими симфониями, мессами и мотетами. Его симфонии часто считаются символом заключительного этапа австро-немецкого романтизма в силу своего богатого гармонического языка, сложной полифонии и значительной продолжительности.

Брукнер родился в деревушке Ансфельден близ Линца. Его дед в 1776 году получил место учителя, унаследованное в 1823 году отцом будущего композитора, Антоном Брукнером-старшим (1791—1837)[1]. Это была плохо оплачиваемая, но уважаемая должность в сельской местности[2][3]. Брукнер-старший женился на Терезии Хельм (нем.), в браке с которой у них родилось одиннадцать детей. Антон Брукнер был старшим ребёнком в семье[4].

Отец стал для Антона первым учителем музыки[2]. В 1833 году, когда Брукнер прошёл обряд конфирмации, отец решил отправить его в Хёршингскую школу, директор которой, Иоганн Баптист Вайс, был музыкальным энтузиастом и уважаемым органистом. Там Брукнер закончил школьное образование, стал органистом-виртуозом и написал своё первое сочинение — «Четыре прелюдии ми-бемоль мажор для органа».

После смерти Брукнера-старшего, в 1837 году, место и дом учителя отошли преемнику, и Антона отправили в монастырь Святого Флориана, где он стал певчим[2][5], а также занимался на органе и на скрипке. Несмотря на музыкальные способности Брукнера, его мать хотела, чтобы он унаследовал профессию предков, и послала его на учительский семинар в Линце. С отличием окончив его, Брукнер некоторое время работал помощником учителя Франца Фукса в городке Виндхаг-бай-Фрайштадт. Там он жил в ужасных условиях, получал скудное жалованье и постоянно терпел унижения от своего начальника, однако никогда не жаловался и не протестовал. Прелат Михаэль Арнет монастыря Святого Флориана, узнав о положении Брукнера, послал его на два года в Кронсторф на такую же должность. По сравнению с немногими виндхагскими работами, в сочинениях кронсторфского периода (1843—1845) впервые стали проявляться отличительные черты индивидуального «брукнеровского» стиля[6].

В 1845 году Брукнер вернулся в Санкт-Флориан[1]. В мае он прошёл экзаменовку, позволяющую занять место помощника учителя в одной из сельских школ. Брукнер продолжил образование, чтобы преподавать в более высоких учебных заведениях. В 1848 году назначен органистом Санкт-Флориана, в 1851 году эта должность стала для него постоянной[2]. Его репертуар в основном состоял из сочинений И. М. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера и Ф. Й. Аумана[7].

В 1849 году Брукнер написал своё первое крупное сочинение — «Реквием», посвящённый памяти монастырского нотариуса Франца Зайлера, поддерживавшего его занятия музыкой и завещавшего ему своё фортепиано.