Мотет


Моте́т (фр. motet, лат. motetus, motellus, от старофранц. mot — слово) — вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения.

Мотет — универсальный жанр профессионального музыкального искусства. Его культурно-социальное функционирование зависело от содержания распетого в нём текста. Мотеты со стихами духовной тематики звучали как в церкви, так и в светской обстановке (например, при аристократических дворах); мотеты с текстами светской тематики (особенно на «вульгарных» наречиях) в церкви не распевались.

В отличие от других жанров, практиковавшихся в западной Европе в Средние века и в эпоху Ренессанса, мотет всегда сохранял характер сложной для восприятия, учёной музыки, местом демонстрации профессионального мастерства её создателя. Ещё в XIII веке Иоанн де Грокейо писал о мотете:

Этот вид музыки не следует представлять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах.

История мотета насчитывает около семи веков. В западноевропейской музыке Средних веков и Возрождения этот жанр уступает по значению только мессе. Художественно значимые образцы мотетов можно найти в наследии Пьера де ла Круа, Филиппа де Витри, Гийома де Машо, Дж. Данстейбла, Г. Дюфаи, Й. Окегема, Жоскена Депре, Я. Обрехта, О. Лассо (автор наибольшего в истории музыки числа мотетов) и многих других представителей франко-фламандской школы, Дж. П. Палестрины, Т. Л. де Виктории, Т. Таллиса, У. Бёрда, Г. Шютца, И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Ф. Мендельсона, И. Брамса, А. Брукнера, Ф. Пуленка, Р. Воана-Уильямса, П. Хиндемита.

Мотет возник в XIII веке во Франции, вероятней всего, из подтекстовки клаузул школы Нотр-Дам. Название «мотет» стали относить к вокальным произведениям, в которых мелодия григорианского хорала (тенор) полифонически соединяется с одной-двумя другими мелодическими линиями (дуплум и триплум). Произведения такого рода стали называться мотетами, когда словесный текст (обозначаемый словом mot) начали переносить в дуплум (называемый поэтому мотетусом), то есть в голос, который ранее просто распевался. В XIII в. мотеты были, как правило, многотекстовыми (иначе их называют политекстовыми), то есть в разных голосах распевались разные тексты, как церковные, так и светские, в том числе на двух разных языках, а именно на латыни и на старофранцузском.