Клаузула (музыка)


Кла́узула (лат. clausula, от лат. claudere — «закрывать», «заключать») — многозначный музыкальный термин.

В западноевропейской музыке Средних веков и Возрождения (одноголосной либо многоголосной полифонической) клаузулой называется формульный мелодический оборот, завершающий музыкальное построение (любой отдел формы). Наиболее известна так называемая «клаузула Ландини». Названная по частоте употребления именно у Ландини, эта клаузула в действительности имела общее хождение на всём протяжении Ars nova и в XV веке, в музыке Гийома де Машо, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа и многих других итальянских и французских композиторов.

В эпоху Возрождения и в Новое время, несмотря на очевидное в музыке становление аккордового мышления и гомофонно-гармонического склада, многие теоретики вплоть до XVIII века по традиции называли клаузулами каденции (как, впрочем, и наоборот).

Клаузулой также называется разновидность (форма) органума, развившаяся во 2-й половине XII — первой половине XIII веков в парижской школе Нотр-Дам (первые рукописи с обозначением clausula датируются XIII веком). В отличие от более древних (неметризованных) органумов клаузулы представляли собой небольшие законченные (отсюда сам термин clausula)[1] многоголосные (обычно двух-, редко трёхголосные) пьесы, с выписанным в системе модальной нотации ритмом. По мере необходимости в конкретной службе клаузулы вставлялись внутрь «обычных» григорианских распевов мелизматического стиля.

В типичном случае клаузулы писали на мелизм со словом «Domino» в «Benedicamus Domino» (формульном версикуле, заключавшем все службы оффиция), на мелизм фразы «Flos filius» из большого респонсория «Stirps Jesse» Фульберта Шартрского[2], на мелизм фразы «In saeculum» из градуала «Haec dies», на мелизм со словом «Virgo» из градуала «Benedicta es venerabilis»[3] и др.

Подавляющее большинство клаузул написаны в так называемом дискантовом стиле, где cantus firmus излагался относительно мелкими длительностями, в таких случаях говорят о технике «нота-против-ноты» (punctum contra punctum, отсюда позднейший термин контрапункт). Реже встречаются клаузулы в так называемом Halteton-стиле, особенностью структуры которых был cantus firmus, ритмизованный одинаковыми и причём очень крупными длительностями. Вследствие такой ритмизации хорал-источник перестал быть распевом молитвы (каким он задумывался в богослужебной практике изначально) и превратился в «техническое средство» полифонической композиции.