Ars nova


Ars nova, также Арс но́ва (лат. ars nova — «новое искусство») — период в истории музыки, характерный для Франции и соседних стран в эпоху Позднего Средневековья и следующий за периодом Арс антиква. Иногда этот термин используется в более широком смысле для обозначения всей европейской полифонической музыки XIV века.

Термин ars nova (также ars moderna) появился в первых десятилетиях XIV века в трудах французских теоретиков (Якоба Льежского, Филиппа де Витри, Иоанна де Муриса, анонимных авторов)[1], противопоставлявших музыку в «новой» технике музыке, написанной в «старой» технике ars antiqua. Коннотации нового и старого прежде всего затрагивали ритм многоголосной музыки и, следовательно, её нотацию, применявшуюся для письменной фиксации ритма. Из этой «метроритмической» предпосылки возникло протипопоставление «старых» и «новых» музыкальных жанров. На уровне этического обобщения «сдержанность» (лат. modestas) старинной музыки противопоставлялась «распущенности», или «разнузданности» (лат. lascivia) музыки современной.

В узком смысле ars nova — способ нотной записи, предложенный Филиппом де Витри (1291—1361) в трактате «Ars nova» и предоставивший композиторам новые возможности записи длительности нот и других категорий ритмики, неизвестных в прежней многоголосной композиции, ars antiqua. Уже в эпоху раннего Возрождения новым термином стали обозначать весь французский и итальянский репертуар XIV века в противопоставление многоголосию XII—XIII веков. В таком значении он был впервые использован музыковедом Йоханнесом Вольфом в «Истории мензуральной нотации» (нем. «Geschichte der Mensural-Notation», 1904)[2].

Важнейшие представители периода Ars nova во ФранцииФилипп де Витри и Гильом (Гийом) де Машо, в Италии — Франческо Ландини. Пограничное положение между ars antiqua и ars nova занимает «Роман о Фовеле» (французская поэма с музыкальными вставками, датируется началом XIV века).

Книга Филиппа де Витри, вышедшая в свет между 1320 и 1325, в последующее десятилетие оказала влияние на французских авторов. Помимо трактата Витри сохранились трактаты учеников его школы. Трактат Витри, вероятно, состоял из двух частей, но первая из них, описывающая старую мензуральную школу, была утрачена. Списки второй части, собственно ars nova, имеют пробелы, которые пытались восполнить редакторы XIX века. Главные и бесспорные новации Витри, сохранившиеся во всех рукописях, — уравнивание в правах двоичной (бинарной) мензуры с традиционной троичной (тернарной) и упорядоченное представление о соседних уровнях ритмического деления (modus, tempus, prolatio). Кроме того, Витри приписывают около десяти мотетов, большинство из которых изоритмические.

Ранние сочинения Ars nova отвергались папой Иоанном XXII. Его преемник Климент VI, напротив, поощрял «новую» школу.