Анонимные музыкальные трактаты


Анонимные музыкальные трактаты — труды о музыке (преимущественно античные и средневековые), персональная атрибуция которых невозможна или затруднена.

Анонимы составляют примерно треть от всех опубликованных музыкально-теоретических трактатов Средних веков. Некоторые тексты возникли из глосс (схолий) к более ранним (например, античным) научным трудам. Начиная с эпохи Возрождения количество безымянных сочинений о музыке резко уменьшилось.

Известнейшие издатели музыкальных трактатов прошлого М. Герберт и Э. де Кусмакер, стремясь к идентификации публикуемых текстов, сделали ряд поспешных заключений об их авторстве, что породило ложные авторские атрибуции и необоснованные выводы о времени возникновения тех или иных научных теорий (концепций) в сохранившихся текстах[1]. Впоследствии (начиная с конца XIX в. вплоть до наших дней) многие трактаты, опубликованные изначально как авторские, были переклассифицированы в анонимные. Более редки случаи, когда труды, первоначально считавшиеся анонимными, обрели автора[2]. Так, имя автора трактата «Зеркало музыки» (Speculum musicae) Якоба Льежского было установлено по начальным буквам семи книг этого масштабного сочинения[3].

Для идентификации анонимных музыкально-теоретических трактатов применяются те же принципы, что и для любых других анонимных научных трудов. Используются

Анонимные византийские и древнерусские труды о музыке, в чём-то аналогичные западным, рассматриваются в статье Азбука певческая.