Каденция (гармонический оборот)


Каде́нция (итал. cadenza, от лат. cadere — падать, также каданс фр. cadence) в тональной музыке — типовой гармонический оборот, завершающий музыкальное построение любого уровня (фразу, период, раздел формы, всю композицию). Типовой завершающий гармонический и/или мелодический оборот в старинной модальной музыке (XI—XVI веков) называется также каденцией либо клаузулой.

Последнее созвучие в каденции называется ультимой, предпоследнее пенультимой, третье от конца — антепенультимой. В классико-романтической тональности выделяют следующие разновидности каденций (S = созвучие субдоминанты, D = доминанты, T = тоники):

I. По эффекту завершённости:
I.1. Полная, то есть с окончанием на T;
I.1.1. Совершенная (T в мелодическом положении примы, после D или S, взятых только в основном виде);
I.1.2. Несовершенная (если хотя бы одно условие, присущее совершенной каденции, не соблюдается);
I.2. Половинная, то есть с окончанием на D или (реже) S;
I.3. Прерванная, то есть с избеганием ожидаемой T (в классической ситуации оборот заканчивается трезвучием VI ступени).

От автентической и плагальной каденций следует отличать автентический и плагальный гармонические обороты (последовательности, прогрессии), которые в изобилии встречаются в музыке эпохи Возрождения[2], задолго до того как сформировалось представление о тональных функциях классико-романтической гармонии.

III. По местоположению в форме:
III.1. Срединная;
III.2. Заключительная;
III.3. Дополнительная;
III.4. Вторгающаяся (ультима каденции попадает на начало следующего формального отдела).

IV. По метрическому положению ультимы:[3]
IV.1. Мужская (ультима на сильной доле такта);
IV.2. Женская (ультима на слабой доле такта).