Полифония


Полифо́ни́я[1][2][3][4][5][6][7] (лат. polyphonia, др.-греч. πολυφωνία, букв. «многозвучие», от др.-греч. πολυ-, πολύς — «много» + др.-греч. φωνή — «звук») — склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада (например, в каноне Жоскена Депре, в фуге И. С. Баха) голоса равноправны в композиционно-техническом (одинаковые для всех голосов приёмы мотивно-мелодической разработки) и логическом (равноправные носители «музыкальной мысли») отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина, которая преподаётся в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов. Главная задача дисциплины полифонии — практическое изучение полифонических композиций.

Ударение в русском слове «полифония» испытывает колебания. В Словаре церковнославянского и русского языка, изданном Императорской Академией Наук в 1847 году, дано единственное ударение на второе «о»[6]. Российские общелексические словари 2-й половины XX века и начала XXI века, как правило, выставляют единственное ударение на втором от конца слоге[8][9], как например, Большая советская энциклопедия (2-е изд., 1955)[10], Энциклопедический музыкальный словарь (1959)[11] и Советский энциклопедический словарь (1979 и переиздания до 1988, включительно)[12][13]. В XXI веке профессиональные музыканты (композиторы, исполнители, педагоги и музыковеды) ставят ударение на второе «о» — по аналогии с другими терминами, описывающими музыкальный склад (гетерофо́ния, гомофо́ния). Такой орфоэпической нормы придерживаются новейшая (2014) Большая российская энциклопедия[14], её электронная версия, а также научно-образовательный энциклопедический портал «Знания» (2022)[15]. Некоторые профильные словари и энциклопедии допускают орфоэпические варианты[16][17]. В «Музыкальном энциклопедическом словаре» (1990 и переиздания) ударение в чёрном слове «полифония» вовсе не выставлено[18].

Понятие полифонии (как склада) не коррелятивно понятию гармонии (звуковысотной структуры), поэтому справедливо говорить, например, о полифонической гармонии. При всей функциональной (музыкально-смысловой, музыкально-логической) независимости отдельных голосов они всегда согласованы по вертикали. В полифонической пьесе (например, в органуме Перотина, в мотете Машо, в мадригале Джезуальдо) слух выделяет консонансы и диссонансы, аккорды и (в старинном многоголосии) конкорды, а их связи, которые проявляются в развёртывании музыки во времени, подчиняются логике того или иного лада. Любая полифоническая пьеса обладает признаком целостности звуковысотной структуры, музыкальной гармонии.