Фактура (музыка)


Факту́ра (лат. factura — устройство, строение) — типизированный способ оформления многоголосной музыкальной композиции в одном из (многоголосных) музыкальных складов.

В русском музыкознании в качестве синонима фактуры нередко используется (метафорический) термин «музыкальная ткань». Например, словосочетание «хоральная фактура» описывает типичное сложение музыкальной ткани в моноритмических обработках церковных песен («хоралах») И. С. Баха и других барочных композиторов, «арпеджированная фактура» — в клавирных сонатах Д. Скарлатти, пуантилизм — фактура, складывающаяся из «изолированных» тонов, распределённых между отдельными голосами или инструментами в музыке А. Веберна.

Понятие фактуры тесно связано с понятием музыкального склада, что находит своё выражение в типичных словосочетаниях, например, «старогомофонная фактура» (то же, что моноритмическая фактура), «полифоническая фактура», «гетерофонная фактура», «гомофонная фактура», «гомофонно-гармоническая фактура».

Многие музыковеды для описания стилевой характерности фактуры в творчестве того или иного композитора используют метафорические описания, например, говорят о «прозрачной фактуре» Шопена, о «вязкой фактуре» Регера и т. п.

Западные музыковеды часто используют слово «фактура» в описаниях техники многоголосной композиции, например, они говорят о «гокетной фактуре» (англ. hocket texture), имея в виду технику гокета[1].

Разработка фактуры, то есть её видоизменение/варьирование с использованием типизированных приёмов техники композиции (арпеджирование, мелодическая фигурация и др.) — важное средство разработки музыкального материала, как минимум, в барочной, классической и романтической музыке.