Органум


Орга́нум (лат. órganum — орган; в этимологич. значении любой инструмент) — техника музыкальной композиции в эпоху Средних веков. Исторически наиболее ранняя форма европейского многоголосия.

Параллельный и свободный органумы раньше всего описаны в анонимных трактатах Musica enchiriadis (ME) и Scolica enchiriadis (SE) (предполагаемый автор — Хогер Верденский) конца IX века. Более ста двухголосных параллельных и свободных органумов сохранились в Винчестерском тропарии (ок. 1000)[1]. Мелизматический органум получил развитие в многоголосной музыке начиная с XI века — в центрах церковной культуры средневековой Франции и Испании: Шартре, аббатстве Сен-Марсьяль (Лимож), соборе св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела, см. Codex Calixtinus). Метризованный органум характерен для многоголосной музыки школы Нотр-Дам (между 1150 и 1250), зафиксированной в ценных рукописях так называемой «Большой книги органума» (Magnus liber organi). Именно в этой технике нотировались многочисленные клаузулы названной школы. На музыковедческом жаргоне трёхголосные органумы называют «триплями» (по третьему голосу, лат. triplum), четырёхголосные — «квадруплями» (по четвёртому голосу, лат. quadruplum).

Наряду с термином «органум» (лат. organum) в средневековых трактатах о музыке органум описывался термином «диафо́ни́я» лат. diaphonia)[2][3], как, например, в «Микрологе» Гвидо Аретинского (ок. 1026) и в «Искусстве новой музыки» Иоанна де Муриса (1321). Псевдо-Мурис («Сумма музыки», XIII в.) для двух-, трех- и четырёхголосного органума использует грецизмы, соответственно, диафония, трифо́ния (triphonia) и тетрафо́ния (tetraphonia). Двухголосный органум в технике нота-против-ноты с силлабическим распевом текста был известен также под названием cantus planus binatim (букв. «плавный распев дважды», то есть «удвоенный» новым голосом григорианский хорал) и дискант (в одном из значений).

Расцвет органума как основной формы церковной музыки связывают с парижской школой Нотр-Дам. Органумы школы Нотр-Дам — протяжённые композиции, складывающиеся из обычной монодии (cantus planus) и полифонических (в основном, двухголосных, реже трёхголосных, очень редко — четырёхголосных) обработок той же монодии. Органумы и монодические (оригинальные) части хорала следуют друг за другом по принципу сюиты[4]. Оригинальная монодия звучит, как правило, в начале и конце такой сюиты, а полифонические обработки располагаются (в произвольном порядке) внутри неё:

Из-за большой протяжённости парижских органумов современные музыканты зачастую вычленяют из «сюиты» только клаузулы и исполняют их на эстраде / записывают на диск как самостоятельные сочинения.