Модальная нотация


Модальная нотация (нем. Modalnotation) — вид линейной ритмической нотации, предформа мензуральной нотации. Модальная нотация применялась преимущественно во второй половине XII и в XIII вв. Вся многоголосная музыка школы Нотр-Дам (в рукописях, содержащих Magnus liber organi) и большинство мотетов Ars antiqua записаны в этой системе.

Модальная нотация — первая в истории система письменной фиксации музыки, в которой последовательно нотировался ритм. Для обозначения длительностей использовались те же графемы, которые служили в квадратной нотации церковной монодии для обозначения высоты звуков. Ритмическая интерпретация «звуковысотных» графем квадратной нотации была реализована путём стабильной группировки, главным образом, двух- и трёхнотных графем (так называемых лигатур).

В классической (пятилинейной тактовой) нотации каждая длительность ноты передаётся особыми графическими элементами ноты (штилём или его отсутствием, формой и/или штриховкой головки, точкой и т. д.) и абстрагирована от метра (например, четверть может быть частью двух-, трех-, четырёхчетвертного и т. д. такта). Модальная ритмика зиждилась на трёхдольной мензуре — так называемой перфекции (лат. perfectio букв. «совершенство», «законченность»), для заполнения которой в практике сложились готовые ритмоформулы (лат. modi, модусы)[1]. Чаще других теоретики того времени описывали шесть ритмоформул-модусов, сравнивая их (впервые, возможно, в 1199 г. у Александра из Вильдьё в гл. 10 «Doctrinale», в начале XIV века — у Вальтера Одингтона) с античными стопами[2] (см. нотную схему).

Периодически возобновляясь (с незначительными структурными изменениями), модусы складывались в серии, или «ряды» (лат. ordines). Эти ряды трёхдольных формул и поныне непосредственно воспринимаются на слух (например, в органумах Перотина) и создают своеобразный эффект «круговорота» — монотонного движения без агогики и без всякой «драматической» (свойственной, например, музыке классико-романтической эпохи) мотивно-ритмической разработки.

В основе модальных ритмоформул лежат только две длительности — бревис (лат. brevis короткая) и лонга (лат. longa долгая), показанные на схеме латинскими буквами B и L. Та или иная типовая комбинация бревисов и лонг и даёт ритмоформулу. При этом первый, второй и шестой модусы укладываются в одну перфекцию (трёхдольное единство), третий, четвёртый и пятый охватывают сразу две перфекции[3]. A priori лонга ровно в два раза дольше бревиса. Однако, для того чтобы формулы укладывалась в трёхдольную мензуру (обязательное требование техники многоголосной композиции в описываемую эпоху), лонга и бревис в некоторых случаях подвергались увеличению как, например, в третьем, четвёртом и пятом модусах (соответственно, LBB, BBL, LL). Этот процесс «растяжения» нормативной длительности в источниках получил название «альтерации» (лат. alteratio).