Метр (музыка)


Метр (фр. mètre, от др.-греч. μέτρον мери́ло, [надлежащая] мера) в музыке — мера, определяющая величину ритмических построений вплоть до малых композиционных форм (например, периода)[1]. Элементарная метрическая единица — такт. В классической пятилинейной нотации метр фиксируется с помощью тактового размера и тактовой черты. В Западной Европе тактовая метрика (по Г. Бесселеру, Akzentstufentakt[2]) окончательно сложилась в XVII веке[3]. В музыке Венской классической школы, эпохи романтизма, в подавляющем большинстве произведений академической и неакадемической музыки XX века эта система ритмической организации является определяющей.

Метр задаёт координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Её можно представить как миллиметровку, на которой наименьшая клетка из самых тонких линий — минимальная длительность в произведении, более толстые линии обозначают доли, ещё более толстые — относительно сильные доли, а самые толстые — сильные доли.

По линиям этой сетки можно рисовать ритмические фигуры из отрезков разной длины (ноты различной длительности). Фигуры могут быть совершенно разные, но все они будут опираться на линии этой сетки.

Также метр можно сравнить с ударами воображаемого метронома, задающего ход времени музыкального произведения, в который вписываются звуки (ноты).

Метр — понятие абстрактное. В нотированном музыкальном произведении метр может быть никак не фиксирован динамическими или графическими обозначениями, при этом он существует в воображении исполнителя и слушателя (см. иллюстрацию). Так, важнейшая категория метра доля, особенно в классической тактовой метрике, полагается как психологический, а не «материальный» объект: нотация сильных долей ничем не отличается от нотации слабых долей. Ритм, в отличие от метра, конкретен — он выражается отношением длительностей «реальных» звуков и как правило выписан в нотах.

Ритм как организация музыки во времени присутствует всегда («в начале был ритм», по знаменитому выражению Г. фон Бюлова). Метр может быть, а может и отсутствовать. Например, ритм есть в григорианском хорале и в древнерусском знаменном распеве, но метра в них нет. Метр (как правило организации ритма) находят в любых танцевальных жанрах (например, в сицилиане и вальсе) и шире — в любой профессиональной музыке классико-романтического периода.