Бесселер, Генрих


Ге́нрих Бе́сселер (нем. Heinrich Besseler, 2 апреля 1900, Дортмунд — 25 июля 1969, Лейпциг) — немецкий музыковед, один из крупнейших в XX веке.

Изучал во Фрайбургском университете музыковедение (В. Гурлитт), философию (М. Хайдеггер) и германистику (Г. Мюллер). Стажировался в Венском университете у музыковедов Г. Адлера и В. Фишера.

Защитил докторскую диссертацию (1923, Фрайбургский университет) о немецких сюитах XVII века (научный руководитель В. Гурлитт)[4]. Два года спустя защитил профессорскую диссертацию (Habilitation, также во Фрайбургском университете) о мотете конца XIII — начала XIV веков, от Пьера де ла Круа до Филиппа де Витри[5] (научный консультант — Фридрих Людвиг, Гёттинген). C 1928 г. профессор, преподаватель музыковедческих дисциплин в Гейдельбергском университете. В 1949-56 гг. — профессор музыковедения (в начале 1950-х также зав. кафедрой музыкознания) в университете Йены, в 1956-65 — профессор (и директор «Института музыкознания») в Лейпцигском университете. Гос. премия ГДР (1960). Доктор honoris causa Чикагского университета (1967). Член Саксонской академии наук (1955).

В течение десятилетий Бесселер успешно преподавал музыковедческие дисциплины, стяжав себе славу талантливого педагога. Среди его учеников Манфред Букофцер (Bukofzer), Эдвард Ловинский, Зигфрид Хермелинк, Петер Гюльке (Gülke), Сюзанна Клеркс-Лежён (Clercx-Lejeune), Урсула Гюнтер (Günther), Вольфрам Штойде и другие известные музыковеды XX века.

Как ученый приобрёл международную известность благодаря фундаментальным трудам по истории западноевропейской музыки до 1600 г., в частности, о технике композиции (бурдон и фобурдон) в позднем Средневековье, о жизни и творчестве Гийома Дюфаи. В связи с изучением старинной ритмики одним из первых выявил специфику квантитативной времяизмеряющей ритмики (zeitmessende Rhythmik), противопоставив её позднейшей акцентной (тактовой) системе (Akzentstufentakt). Гармонию в музыке XV века рассматривал в эволюционном ключе как предформу мажорно-минорной тональности[6].

Под влиянием идей своего учителя, философа Хайдеггера Бесселер (в книге «Восприятие музыки в Новое время», 1959) создал оригинальную типологию музыкальных жанров, в основе которой — деление музыки на «обиходную» (или «прикладную», нем. Umgangsmusik) и «репрезентативную» (или «преподносимую», нем. Darbietungsmusik), то есть предназначенную исключительно для слушания[7]. Началом музыки как самостоятельного искусства (нем. eigenständige Musik) Бесселер считал профессиональную музыкальную культуру Ars nova. Исследовал эволюцию музыкальных инструментов, музыкальную иконографию. Посвятил ряд своих работ современной музыкальной жизни и социальной значимости музыки. Автор статей в знаменитых музыкальных справочниках: в фундаментальной энциклопедии Die Musik in Geschichte und Gegenwart (Ars antiqua, Ars nova, Fauxbourdon etc.) и в 12-м издании словаря Римана (Niederländische Musik, Renaissance etc.).