Григорианское пение


Григориа́нское пение (лат. cantus Gregorianus; англ. Gregorian chant, фр. chant grégorien, нем. gregorianischer Gesang, итал. canto gregoriano), григорианский хорал[1], cantus planus — литургическая монодия римско-католической церкви[2].

Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590—604 годах), которому позднейшая средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. Реальная роль Григория ограничивалась, по-видимому, лишь канонизацией литургического обихода, возможно, антифонария.

Слово хорал в русском языке используется многозначно (часто в смысле четырёхголосной обработки церковных песен лютеран, также в музыковедческих трудах — в словосочетании «хоральный склад» [подразумевается, многоголосия]), поэтому для обозначения богослужебной монодии католиков целесообразно пользоваться аутентичным средневековым термином cantus planus («плавный распев»[3], «плавное пение»[4], «ровный распев», «простой распев» — подразумевается свободный «декламационный» ритм, не выписанный в нотах и диктуемый исключительно молитвословием). Русский термин «григорианский хорал» происходит от нем. gregorianischer Choral, который по-прежнему широко распространён в немецкоязычных странах.

Григорианское пение одноголосно (монодического склада), хотя в ходе исторического развития григорианский хорал систематически использовался как основа многоголосной церковной музыки: от раннего органума до мессы высокого Возрождения.

Языковая основа григорианского пения — латынь. Некоторые распевы звучали на греческом языке (например, Kyrie eleison; см. также Импроперий). Тексты брались в основном из латинской Библии — (дореформенной) Вульгаты и латинских переводов Священного Писания — иеронимовских, а нередко и более древних (Vetus Latina). Чаще других в плавном распеве использованы тексты псалмов (как правило, отдельных стихов, редко — псалом полностью) и новозаветных песней библейских. Удельный вес и особенно частотность использования свободно сочинённых текстов в богослужебной монодии католиков (около 300 гимнов, например, Veni creator Spiritus, 5 «тридентских» секвенций, например, Dies irae) незначительны[5]. После Второго Ватиканского собора традиционно латинские распевы позволяется исполнять в переводах на (любые) современные языки, в т. ч. и в новейших русских переводах[6].

Григорианское пение нельзя воспринимать как абсолютную музыку, сущность его — распев текста, омузыкаленная (или даже «озвученная») молитва. Именно текст обусловливает свободный ненотируемый ритм распева, включая тончайшие ритмические нюансы, например, небольшое удлинение или уменьшение длительностей, лёгкие акценты внутри групп из кратких звуков, паузы разной величины между разделами «молитвословной» формы и т. д.