Секвенция (жанр)


Секве́нция (позднелат. sequentia — последование, от sequens следующий) — текстомузыкальная форма и литургический жанр григорианской монодии[1].

Секвенция входит в состав проприя мессы. Текст секвенции латинский, свободно сочинённый (см. Гимнография). По содержанию секвенция, как правило, представляет собой парафразу какой-либо темы («сюжета») Священного Писания. Как и в других песнопениях традиционной католической мессы, склад секвенции монодический. Способ распева текста секвенции как правило силлабический, с невматикой в каденциях.

Ранние секвенции писались ритмической прозой (отсюда их другое историческое название — лат. prosae, «прозы»). Для ранних секвенций (в том числе, Ноткера) характерны строфы, состоящие из пары изосиллабических строк («стихов») произвольной длины, без регулярного метра и рифмы. Музыка для каждой новой строфы новая, причём музыка второго стиха повторяет музыку первого стиха. Первый и последний отделы формы обычно состоят из одного стиха (также на собственную музыку). Количество строф в ранней секвенции не установлено, некоторые произведения весьма протяжённые. Так, секвенция «Rex omnipotens»[2] содержит 24 строфы, распетые на 13 разных мелодий.

Схема корреляции музыки и текста в секвенции Ноткера Scalam ad caelos (всего 11 текстомузыкальных строф; цифры при латинских буквенных обозначениях показывают количество слогов в стихе; ТМФ = текстомузыкальная форма):

Поздние секвенции (с XII в.) представляют собой «обычные» рифмованные силлабо-тонические стихи, часто хореические. Характерны трёхстрочные строфы («терцеты»), реже встречаются четырёхстрочные строфы. В терцетах первые два стиха обычно пишутся на одну рифму, а третий на другую (например, Veni Sancte Spiritus; Lauda Sion); реже все три стиха на одну рифму (как в знаменитой Dies irae). Как и в ранних секвенциях, количество строф твёрдо не установлено.

Каждая строфа положена на собственную музыку; в следующей строфе музыка точно повторяется. Двойное повторение отделов музыкальной формы (в терцетах также — общая для двух соседних строф рифма) придаёт целому вид структуры высшего порядка, состоящей из текстомузыкальных «метастроф». Типовая схема корреляции музыки и текста в поздней секвенции (строчные латинские буквы относятся к рифме):