Поздняя латынь


Поздняя латынь (лат. Latinitas serior) — научное название формы литературной латыни эпохи поздней Античности и раннего Средневековья.

Большинство словарей и лингвистов относят поздний латинский язык к периоду с III по VI в. н. э., когда язык литературных памятников в целом ещё можно охарактеризовать как классический, но в нём уже заметны постепенно накапливающиеся изменения эволюционного характера с одной стороны, а с другой — он всё более отрывается от языка народных масс, то есть становится всё менее понятным для адресантов, уровень образования и городской культуры которых постепенно снижается по мере упадка империи.

На Пиренейском полуострове в силу историко-географических особенностей позднелатинские документы продолжают появляться до VII века включительно. В Дакии позднелатинский период завершился уже в III, едва начавшись, хотя устная романская традиция продолжала поддерживаться и даже расширяться. Любопытно, что Послеримская Британия демонстрирует при этом ярко выраженный позделатинский характер своих литературных памятников вплоть до начала VI века, хотя римская администрация также давно исчезла, а устная традиция агонизировала.

Определённый вариант латыни использовался между эпохами классической, которая была понятна народным массам самой империи, и средневековой латыни, которую народные массы уже утратили способность понимать даже в областях Старой Романии. Учёные не всегда приходят к согласию по поводу того, когда именно должна закончиться классическая латынь и начаться средневековая, особенно в разрезе регионов. Важным водоразделом, по крайней мере в Галлии, стал Турский собор 813 года, постановивший рекомендовать священникам проповедовать и читать молитвы на сельском романском языке (in rusticam romanam linguam) для галло-римлян или же in theodiscam (на германском) для франков и прочих германцев[1]. Таким образом начинает своё выделение из латыни, как письменной, так и устной, старофранцузский язык[2].

Будучи письменным языком, поздняя латынь не является таким образом тождественной вульгарной латыни, которая послужила прародителем романских языков. Хотя поздний латинский язык отражает ощутимый уже всплеск использования вульгарной латинской лексики и конструкций, он остается классическим по своим общим чертам и зависит от каждого конкретного автора, который его использует. Некоторые позднелатинские произведения более приближены к классическим, а другие же, наоборот, тяготеют к более разговорному языку. Кроме того, поздняя латынь не является идентичной христианской патристической латыни, которая использовалась в богословских трудах ранних христианских богослужителей, хотя определённые наложения имеются и здесь: многие христианские произведения используют нетеологические фрагменты поздней латыни, а сами язычники также много пишут на позднелатинском языке.