Антифонарий


Антифона́рий (лат. antiphonale, antiphonarium, [liber] antiphonarius), в богослужении католиков — обиходная книга с песнопениями и текстами для служб оффиция. Различают монастырский антифонарий и антифонарий, используемый в богослужении для мирян («приходской», или «канонический»); богослужение по монастырскому антифонарию более детализированное, протяжённое и несколько иное по структуре.

Двенадцать древних антифонариев (только их тексты, но не распев) систематически описал солемский монах и выдающийся источниковед Рене Эсбер (Hesbert). В западной медиевистике песнопения оффиция (главным образом, антифоны и респонсории) зачастую идентифицируют по его каталогам Corpus antiphonalium officii, сокращённо CAO[1].

В антифонарии обычно выделяются два основных раздела: проприй и ординарий. Проприй подразделяется на темпорал (Proprium de tempore; песнопения, приуроченные к подвижным праздникам церковного календаря) и санкторал (Proprium de Sanctis; песнопения к неизменным по дате праздникам святых).

Постоянно повторяющиеся в богослужении песнопения, псалмовые тоны и другие тоны речитации, не приуроченные к определённому празднику или определённому святому, собраны в ординарии (Commune, или Ordinarium). Ординарная часть включается во все солемские и орденские издания антифонариев начиная с XIX века. В исторических памятниках она является факультативной.

Строение антифонариев может быть иным в зависимости от региональных и орденских традиций, вплоть до традиций конкретного монастыря или церкви.

Первоначально словом «антифонарий» средневековые литургисты называли обиходные книги с антифонами для оффиция и мессы. С IX века сборник песнопений мессы получил собственное название градуал, а слово «антифонарий» стало употребляться в специальном (и нынешнем) смысле как сборник песнопений (и текстов) оффиция.