Ординарий (литургия)


Ордина́рий (позднелат. ordinarium) — постоянные, неизменяемые тексты литургических служб католиков — мессы и оффиция, а также распевы этих текстов. При том что тексты ординарных молитв день ото дня возобновляются неизменно, их музыкальное оформление изменяется.

К числу ординарных текстов относят Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei — пять молитв всякой мессы, при распеве образующих соответственно пять её текстомузыкальных форм. Именно эти формы (с небольшими вариантами членения) использовали профессиональные композиторы эпохи Возрождения, барокко (например, Палестрина и И. С. Бах) и позднейших эпох, вплоть до наших дней, для создания собственных концертных сочинений, которые они называли также «мессами» (в литургическом смысле такие сочинения мессами, разумеется, не являются).

В число ординарных текстов григорианской мессы до конца Средних веков входила и небольшая отпустительная молитва Ite missa est (или в мессах без глории — Benedicamus Domino). Зачастую Benedictus (два последних стиха в Sanctus) выделялся в самостоятельный раздел. По такому счёту, ординарных частей мессы было шесть или семь.

Ординарные песнопения мессы с XI в. для удобства начали объединять в сборники, которые назывались «кириа́лами» (лат. kyriale, от Kyrie). Со временем кириалы стали обязательной составной частью певческих книг для мессы, так называемых градуалов. Основу дореформенного ватиканского кириала (например, как в популярной книге Liber usualis), где ординарные распевы собраны в типовые группы по приуроченности к тому или иному классу церковных праздников, составил францисканский миссал XIII века[1].