Адлер, Стелла


Сте́лла А́длер (англ. Stella Adler; 10 февраля 1901, Нью-Йорк — 21 декабря 1992, Лос-Анджелес, Калифорния) — американская актриса и один из самых известных преподавателей актёрского мастерства[3]. Она основала собственную школу Stella Adler Studio of Acting в Нью-Йорке в 1949 году. Единственная американская актриса, обучавшаяся у Константина Станиславского.

Стелла Адлер родилась в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка в еврейской семье. Она была младшей дочерью Сары и Джейкоба Адлеров, сестрой Лютера и Джея Адлеров и сводной сестрой Чарльза Адлера и Селии Адлер. Все пятеро её братьев и сестёр были актерами. Адлеры составляли еврейско-американскую актёрскую династию Адлер, начало которой было положено в районе театров на идише и которая была значительной частью яркой этнической театральной сцены, процветавшей в Нью-Йорке с конца XIX века до 1950-х годов. Стелла Адлер стала самым известным и влиятельным членом своей семьи. Она начала выступать в возрасте четырёх лет в составе независимой идиш-арт компании своих родителей.

Адлер начала свою актёрскую карьеру в возрасте четырёх лет в спектакле Broken Hearts в театре Гранд-стрит в Нижнем Ист-Сайде, в составе независимой идиш-арт компании её родителей Independent Yiddish Art Company[4][5]. Она выросла, выступая вместе с родителями, часто играя роли мальчиков и девочек. Её рабочий график позволял выделять лишь небольшое время для учёбы, но когда это было возможно, она училась в государственных школах и Нью-Йоркском университете. Дебютировала в Лондоне в возрасте 18 лет в роли Наоми в спектакле Elisa Ben Avia с труппой отца, в которой она состояла в течение года перед возвращением в Нью-Йорк. В Лондоне она встретила своего первого мужа, англичанина Горация Элиашева; их недолгий брак, однако, закончился разводом.

Адлер дебютировала на Бродвее в 1922 году в роли бабочки в спектакле The World We Live In. В 1922—1923 годах известный театральный деятель Константин Станиславский совершил своё первое (и последнее) турне по США с Московским Художественным театром. Адлер, как и многие другие её соотечественники, увидела эти спектакли, которые оказали мощное влияние на ее карьеру и Американский театр XX века[6]. Она присоединилась к американскому лабораторному театру в 1925 году; там она познакомилась с учениями Станиславского, Ричарда Болеславского и Марии Успенской. В 1931 году вместе с Сэнфордом Мейснером и Элиа Казаном, среди прочих, она присоединилась к труппе Театра, основанного Харольдом Клурманом (Клурман стал вторым мужем Адлер в 1943), Ли Страсбергом и Черил Кроуфорд. С труппой театра, она работала в таких пьесах, как Success Story, Awake and Sing!, Paradise Lost, Golden Boy и More to Give to People. Коллектив театра был ведущим интерпретатором методики актёрского мастерства, основанной на творчестве и творчестве Станиславского.