Винторулевая колонка


Винторулевая колонка (ВРК)— в судостроении разновидность движителя в виде гребного винта, расположенного на поворачивающейся на 360° колонке.

Поворотная ВРК заменяет судовой руль. Позволяет маневрировать в стеснённых условиях, реже привлекая лоцмана и буксир-кантовщик. Часто является основным движителем на специализированных судах, нуждающихся в регулярном маневрировании, например на буксирах и плавучих буровых платформах. Современное применение ВРК гораздо шире и затрагивает почти все типы судов.

Разновидностью ВРК является Азимутальное подруливающее устройство, выдвижного или навесного типа (не путать с Azipod).

Винторулевые колонки классифицируются по схеме передачи момента от двигателя к винту:[источник не указан 1023 дня]

В России винторулевые установки мощностью до 9 МВт производят на верфи «Звездочка».[1] Также готовится к открытию в 2019 году завод по производству винторулевых колонок мощностью до 15 МВт на ССК «Звезда».[2]