Айзенахский автомобильный завод


Айзенахский автомобильный завод (нем. VEB Automobilenwerk Eisenach, сокр. — AWE) — немецкий завод-производитель автомобилей в 1896—1991 годах.

Основан в 1896 году в городе Айзенах, Германская Империя под названием Айзенахская автомобильная фабрика (нем. Fahrzeugfabrik Eisenach). В 1898 году был представлен первый автомобиль Wartburg-Motowagen. В начале XX столетия завод выпускал автомобиль под маркой Dixi. В 1920-х годах была куплена лицензия на производство британских автомобилей Austin 7, которые выпускались на фабрике под маркой Dixi.

После окончания Второй мировой войны завод попал в советскую зону оккупации Германии и вошёл в состав советско-германского акционерного общества АвтоВело. На заводе возобновилась сборка довоенной модели BMW 326, (собрано несколько десятков единиц с 1945 по 1946 годы из оставшегося задела деталей) и BMW 321 с 1945 по 1950 годы, а также мотоцикла BMW R-35. Вскоре завод был национализирован властями только что образованной Восточной Германии. Уже в конце 40-х на заводе началась разработка новой собственной модели, которая создавалась на базе ранее выпускавшейся BMW 326 и перспективного прототипа 332 созданного перед самой войной. В 1949 году началось производство этой модели под названием BMW 340. Вскоре завод и его выпускаемую продукцию затронул международный скандал, поскольку настоящие владельцы бренда BMW располагавшиеся в ФРГ, в Мюнхене заявили, что завод в Айзенахе использует их марку незаконно и обязан её переименовать. После долгих судебных разбирательств в 1951 году завод получает название VEB Automobilwerk Eisenach (Народное предприятие Автомобильный завод Айзенах), а выпускаемые автомобили получают марку EMW, по аналогии с аббревиатурой BMW. В 1953 году с завода Ауди в Цвиккау на завод в Айзенахе было перенесено производство автомобиля IFA F9, под названием EMW 309.

С 1955 года завод начинает производство совершенно нового автомобиля под маркой Wartburg. Это событие определило жизнь завода на последующие три с половиной десятилетия.

В отличие от, к примеру, Волжского автомобильного завода или чешской Skoda, имевших на момент распада социалистического содружества достаточно современные производственные мощности, рассчитанные на выпуск сотен тысяч автомобилей в год, предприятие всегда оставалось сравнительно небольшим по масштабам выпуска (не более 50—60 тыс. автомобилей в год) и имело крайне устаревшее оборудование, что в рыночных условиях делало его продукцию дорогостоящей из-за высокой трудоёмкости производства. Как следствие, после перехода Восточной Германии на расчёты в дойчмарках автомобиль лишился своего последнего козыря — низкой цены; Wartburg стал стоить 20 000 марок, что было сравнимо с ценой нового VW Golf II.