Аккордеон


Аккордео́н (от фр. accordéon) — хроматическая ручная гармоника с клавиатурой мелодии фортепианного (наиболее часто) типа. Клавиатура аккомпанемента такая же, как у баяна[2]: с 5—6 рядами кнопок, звучащими басами и аккордами (готовый аккордеон) или отдельными нотами (выборный или готово-выборный аккордеон).

В голосах мелодии два строевых (основных) язычка, как правило, звучат в «розлив» (с небольшой разницей в настройке), что определяет особенность звучания аккордеона по сравнению с русским баяном, у которого те же язычки звучат точно в унисон. Ещё одним отличительным признаком является более вероятное наличие регистров в голосах мелодии (см. Количество голосов. Регистры).

Аккордеон вобрал в себя свойства разных музыкальных инструментов. По внешнему облику он напоминает баян, по конструкции — гармонь, а клавишами и возможностью переключать регистр схож с фортепиано. История аккордеона удивительна, извилиста и до сих пор вызывает оживленные дискуссии в профессиональной среде. История аккордеона берет начало с Древнего Востока, где впервые в музыкальном инструменте шэн был использован принцип язычкового звукоизвлечения. У истоков создания аккордеона в привычном нам виде стояли два талантливых мастера: немецкий часовщик Христиан Бушман и чешский умелец Франтишек Киршник. Стоит отметить, что они не были знакомы между собой и работали совершенно независимо друг от друга.

17-летний Христиан Бушман, стремясь упростить работу по настройке органа, изобрел нехитрое приспособление — камертон в виде небольшой коробочки, в которую поместил металлический язычок. Когда Бушман ртом вдувал воздух в эту коробочку, язычок начинал звучать, выдавая тон определённой высоты. Позднее Христиан добавил в конструкцию воздушный резервуар (мех), а чтобы язычки не вибрировали одновременно, снабдил их клапанами. Теперь для того, чтобы получить нужный тон, следовало открыть клапан над определённой пластинкой, а остальные оставить прикрытыми. Таким образом, в 1821 году Бушман изобрел прообраз губной гармоники, который назвал «аура».

Почти в то же самое время, в 1770-х годах, чешский органный мастер, трудившийся при российском царском дворе, Франтишек Киршник, придумал новую систему язычковых планок и положил её в основу создания ручной гармоники. В ней было мало общего с современным инструментом, но единым оставался главный принцип звукоизвлечения гармоники — колебания металлической пластинки под воздействием воздушной струи, нажатий и щипков.