Алан Лилльский


Алан Лилльский (фр. Alain de Lille, лат. Alanus de Insulis, Alanus ab Insulis) (ок. 1120, Лилль1202, Аббатство Сито) — французский теолог, писатель и поэт. Монах-цистерцианец. Католический святой (день поминовения 30 января).

Учился, вероятно, в Шартре, Париже, Туре. Преподавал в университете Монпелье свободные искусства, позже теологию. Отличался энциклопедической образованностью, за что заслужил почётное прозвище doctor universalis. В 1179 участвовал в работе III Латеранского собора.

Автор сборника крылатых изречений «Liber parabolarum» (319 дистихов), а также нескольких теологических трудов о католической вере, о еретиках, о проповеди, а также алфавитного указателя к Библии «Словоразличия», приуроченного к толкованию в ней различных аллегорий (все на латинском языке).

Алан провозгласил все положения веры рационально доказуемыми. Используя аксиомы в логических конструкциях наподобие математических алгоритмов, в трактате «Правила богословия» построил дедуктивную систему теологии. Рассматривал взаимоотношения Бога и мира с позиций неоплатонического мистицизма, считал природу посредницей между творцом и материей.

Наиболее известное сочинение Алана Лилльского «Антиклавдиан» (Anticlaudianus; 1182—1183) в аллегорической стихотворной форме (написано гексаметрами) представляет универсальный обзор тогдашнего знания. Формальным поводом поэмы Алана стало сочинение «In Rufinum» позднеантичного писателя Клавдия Клавдиана. В начале книги Клавдиана собираются воедино все грехи и пороки, чтобы сотворить чудище по имени Руфин (так звали враждебного Клавдиану чиновника). В «Антиклавдиане» воедино собираются все добродетели, чтобы сотворить идеального божественного человека (homo divinus). «Антиклавдиан» стал образцом аллегорической поэмы для всего позднего Средневековья.

В сочинении «Плач Природы» (Liber de planctu naturae), написанной прозиметром (явно по модели Боэциева «Утешения Философией»), Природа выступает наподобие платоновского демиурга. Она является Алану в сновидении и объявляет себя наместницей Бога в деле творения, сошедшей на землю для борьбы с грехами пьянства, чревоугодия, гордыни и другими. В окружении прибывающих (одного за другим) священнослужителей Природы в итоге объявляется отлучение от Природы и божественной Любви всех, кто погряз в смертных пороках. По оглашении этого декрета все Добродетели гасят лампады, и Алан пробуждается.