Алеаторика


Алеато́рика (вероятно, из англ. aleatoric[1] — случайный < лат. aleatorius — игорный < лат. aleator — игрок < лат. alea — игральная кость[2]) — техника композиции в музыке XXXXI веков, допускающая вариабельные отношения между элементами музыкальной ткани (в том числе нотного текста) и музыкальной формы и предполагающая неопределённость или случайную последовательность этих элементов при сочинении или исполнении произведения.

Как метод композиции алеаторика развилась в противовес строгому варианту сериальной музыки, в технике которой элементы во всех параметрах музыкальной композиции (гармония, ритм, форма, штрихи, динамика, тембр и так далее) были строго детерминированы теми или иными прекомпозиционными алгоритмами (формулами, моделями).

Элементы случайности в музицировании определённым образом были характерны для музыки разных эпох и направлений. Например, вариативным по своей сути является музыкальный фольклор, для которого фиксация музыкального материала вообще не свойственна. В европейской музыке Средневековья и Возрождения практиковались произвольная замена вокальных голосов на инструментальные и цифрованный бас, который позволял исполнителю произвольно подбирать расположение аккордов; в эпоху Просвещения — незафиксированные в нотной записи каденции солиста в инструментальных концертах. Предпосылкой к возникновению алеаторики была так называемая Musikalisches Würfelspiel (музыкальная игра в кости) — системы сочинения музыкальных композиций с помощью игральных костей и других способов, использующих элемент случайности[3]. Применялись в качестве развлечения, педагогического упражнения. Сохранились сведения о том, что при помощи игральных костей музыка создавалась ещё в Древнем мире. В западноевропейской музыке самым ранним образцом такого способа композиции считается 17-я глава трактата «Микролог» (Micrologus, между 1025 и 1030) монаха-бенедиктинца Гвидо д’Ареццо (ок. 990 — ок. 1050). В ней описывается способ создания «силлабической мелодии на основе текста, заключающийся в произвольной перестановке тонов, закреплённых за латинскими гласными»[4].

Алеаторический метод применил в 1952 году американский композитор Джон Кейдж[5]. В произведении Music of Changes — «Музыка перемен» — он использовал различные элементы случайности и вариабельность в восприятии акустического пространства.