Алези, Жан


Жан Робе́р Алези́ (фр. Jean Robert Alesi, Джова́нни Робе́рто Але́зи, итал. Giovanni Roberto Alesi; 11 июня 1964) — французский автогонщик итальянского происхождения (его отец, автомеханик из Алькамо, Сицилия, иммигрировал во Францию). Считается одним из самых невезучих пилотов 1990-х годов. Одержал всего 1 победу в карьере, проведя 7 сезонов в топовых командах «Феррари» и «Бенеттон».

Начал свою карьеру в картинге, кольцевых автогонках в серии Рено 5, затем перешёл в Формулу-Рено турбо. В 1986 году Алези дебютировал во французской Формуле-3 и в первом же сезоне занял второе место в чемпионате, пропустив вперёд лишь более опытного Янника Дальмаса. В 1987 году Алези выиграл семь гонок из пятнадцати и легко выиграл титул чемпиона. На следующий год он перешёл ступенькой выше в международную Ф-3000, и также завоевал титул на второй год участия, выступая за команду Эдди Джордана. Титул был добыт Жаном в острой борьбе с соотечественником Эриком Кома, причём очков соперники заработали поровну, а титул достался Алези, потому что он завоевал на одну победу больше — три против двух. В этом сезоне Жану пришлось выступать на два фронта: 1989 стал годом его дебюта в Формуле-1.

Первое участие в Формуле-1 для Алези организовал шеф его команды — Эдди договорился с Кеном Тирреллом, что тот попробует молодого пилота на одну гонку, Гран-при Франции 1989 года, причем все договорённости были заключены втайне от Жана. Непосредственно перед выездом на трассу Тиррелл напутствовал пилота, призвал не расстраиваться в случае, если тот не пройдёт квалификацию. В действительности Алези не только прошёл квалификацию, но ещё и финишировал на блестящем четвёртом месте. После такого дебюта Тиррелл немедленно забыл о том, что контракт носил временный характер, уволил основного пилота Микеле Альборето и принял молодого гонщика в постоянный состав команды. В следующем, 1990 году, также в команде Tyrrell, Алези на первом же этапе в американском Финиксе на не самой сильной машине смог навязать борьбу чемпиону 1988 года Айртону Сенне и в итоге финишировал вторым. Повторение этого результата на Гран-при Монако привлекло к молодому французу внимание команд-лидеров. Имея выбор между «Феррари» и «Вильямсом», Алези, будучи итальянцем по происхождению, выбрал команду из Маранелло.

Помимо соображений эмоционального характера, решение казалось верным чисто логически — в сезоне 1990 года команда «Феррари» была одним из лидеров чемпионата, а его будущий партнёр по команде Ален Прост, на тот момент — один из самых успешных пилотов в истории Формулы-1, одержал пять побед на этапах.