Александр Невский (фильм)


«Алекса́ндр Не́вский» — советский художественный исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Относится к плеяде классических советских исторических фильмов 1930-х годов и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев.

«Александр Невский» вышел на экран 1 декабря 1938 года и заслужил всенародное признание. Сергей Эйзенштейн был награждён орденом Ленина, получил Сталинскую премию и звание доктора искусствоведения. В 1942 году по случаю семисотлетия Ледового побоища был выпущен плакат со словами Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Почти в полном составе съёмочная группа «Невского» осуществила постановку и следующей ленты Эйзенштейна — «Иван Грозный».

Всесоюзная конференция кинематографистов СССР в январе 1935 года, на которой Эйзенштейна обвинили в теоретичности и отрыве от жизни, стала итогом процесса, приведшего к окончательному формированию советской киноиндустрии, основанной на патриотизме и «идейности», а доктрина «социалистического реализма», первоначально возникшая в литературе, была перенесена и в кинематограф.

После возвращения в мае 1932 года из Мехико в Москву Эйзенштейн столкнулся с нараставшей по отношению к нему враждебностью и подозрительностью. В 1935 году Эйзенштейн предпринял несостоявшуюся по идеологическим и цензурным причинам постановку картины «Бежин луг», где хотел отразить многообразие процессов, происходивших в деревне на фоне коллективизации, взяв за основу историю Павлика Морозова. В этом фильме, насыщенном библейскими ассоциациями и цитатами, была предпринята попытка мифологизации и привнесения христианских мотивов в современную советскую действительность[1][2]. Съёмки фильма были приостановлены «по причине формализма и усложнённости языка картины», отснятый материал был забракован, а результаты работы были сурово оценены руководством кинематографа и официальной критикой. Запрет этого фильма «ввиду антихудожественности и явной политической несостоятельности» признаётся одним из ключевых в процессе установления партийного контроля над советским кинематографом[3].