Алексеев, Семён Михайлович (авиаконструктор)


Семён Михайлович Алексеев (24 декабря 19094 февраля 1993) — советский авиаконструктор самолётов-истребителей, систем спасения и жизнеобеспечения экипажей самолётов и космических объектов, Герой Социалистического Труда[1][2].

Родители Алексеева умерли, когда он был в раннем возрасте. Сначала он попал в детский дом, однако потом был усыновлён рабочей семьёй Алексеевых, дальних родственников. В Москве он окончил 7-летнюю школу и в 1926 году начал работать на фабрике «Пролетарский труд».

В начале 1930-х годов Алексеев окончил вечернее отделение Московского авиационного института (при ЦАГИ), параллельно обучаясь на конструкторских курсах и работая в ОКБ А. Н. Туполева и С. В. Ильюшина. В этот период он участвует в разработке герметичной кабины стратостата «СССР-1» и первого в Советском Союзе стратосферного самолёта БОК-1.

Работал в КБ В. А. Чижевского1933 года), КБ А. А. Дубровина (с 1937 года), КБ-301 под руководством В. П. Горбунова (1939—1940), КБ-21 под руководством С. А. Лавочкина (с 1941), начальником ОКБ № 21 (1945—1948), начальником ОКБ № 1 опытного авиазавода № 1 (1948—1950)[2].

В Великую Отечественную Алексеев был первым заместителем авиаконструктора Семёна Алексеевича Лавочкина и фактически стал одним из создателей фронтового истребителя Ла-5.

C одобрения Лавочкина Алексеев возглавил работу по переоборудованию серийного самолёта ЛаГГ-3 новым, мощным двигателем А. Д. Швецова М-82. Это и решило судьбу новой машины Ла-5, с поступлением которой на советско-германский фронт было завоевано превосходство над авиацией противника.