Кодекс Алеппо


Кóдекс Алéппо (ивр. כֶּתֶר אֲרָם צוֹבָא‎, Кетер Арам–Цова[2]) — рукопись Танаха, написанная в начале X века н. э.[3] в Тверии писцом Шломо Бен Буйией. Кодекс давно считается самым авторитетным документом Еврейских Писаний, которые передавались из поколения в поколение[4]. Сохранившиеся в литературе примеры респонса показывают, что различные еврейские учёные на протяжении всего Средневековья использовали Кодекс Алеппо, а современные исследования показали, что данный труд является одним из самых точных принципов масоры (מָסוֹרָה‎ — «предание») из любой из сохранившихся рукописей и содержит очень малое количество ошибок (среди примерно 2 700 000 орфографических деталей). По этим причинам многие учёные считают Кодекс Алеппо самым авторитетным представителем масорской традиции как по огласовкам, так и по знакам кантилляции, несмотря на то, что большинство текста в настоящее время отсутствует.

Пропавшие страницы являются предметом ожесточённых споров. Некоторые из евреев Алеппо говорят, что отсутствующие страницы были сожжены. Тем не менее, научный анализ не показал никаких признаков огня на сохранившейся части кодекса (тёмные следы, которые видны на страницах, появились из-за грибка, а не от огня).

Кодекс Алеппо был написан в 920 году н. э. в Тверии писцом Шломо Бен Буйией. Примерно через сто лет после его написания кодекс был приобретён караимской общиной Иерусалима[5]. Уже во время первого крестового похода синагога была разграблена, а кодекс — украден и вывезен в Египет, где евреи были вынуждены заплатить высокую цену за его выкуп[3]. Манускрипт был перевезён и сохранён в раввинистской синагоге в Каире, где использовался Маймонидом, который описывал его как текст, которому доверяли все еврейские учёные. Ходят слухи, что в 1375 году один из потомков Маймонида перенёс кодекс в Алеппо, благодаря чему и появилось его нынешнее название[3].

Кодекс оставался в Сирии в течение полутысячелетия. В 1947 году, после решения ООН о создании еврейского государства в Палестине, поднялись мятежи и погромы. Во время антисемитских погромов в Алеппо синагога, где находился Кодекс, была сожжена, а большая часть начала и конца рукописи уничтожена. Сам Кодекс исчез, но затем вновь появился лишь в 1958 году, когда он был тайно вывезен в Израиль сирийским евреем Мудадом Фахамом и передан президенту государства Ицхаку Бен-Цви. По прибытии было установлено, что часть кодекса утрачена. Кодекс передали в институт Бен-Цви в Еврейском университете в Иерусалиме.